В предлагаемом тексте приведена скромная попытка разобраться с достоинствами и недостатками кайтов семейства «Джокер».

Исследование не полное, ибо автор не интересуется:

а) летним кайтанием по мокрой воде,

б) попытками при помощи кайта взлететь в небо.

Так что рассматриваются особенности применения объекта исследования только для скоростного «трамваинга».

На данный момент семейство Джокеров-4 включает 3 типоразмера – 8 м2, 11 м2 и 16 м2. Плюс существует возможность заказа специального размера 14 м2. Наиболее массовой моделью является 11-ти метровик, на его примере и будут выявляться основные особенности, во многом характерные и для остальных размеров.

История появления на свет (предположительно).

Ни для кого не секрет, что качественный скачок в кайтостроении в своё время сделала немецкая фирма Flysurfer (Флайсёрфер), произведя на свет клапанную модель парафойла на планке “Speed-2” («Спид-2»). Примерно в 2007 году первые владельцы этих чудо-изделий начали объезжать ручечные кайты в обеих гоночных дисциплинах, особенно в дни с рваными ветрами. До этого и в курс-рейсе, и в марафонах безраздельно доминировали ручечники. А уделом планочных парафойлов оставалось только фановое катание, фрирайд и фристайл. Теперь же и для гонок вместо целой линейки кайтов площадью от 12-ти до 3-х м2 на соревнования можно было иметь всего пару планочных «Спидов» размером примерно 15 и 8 м2.

Российские производители в то время тоже имели клапанные планочники (например, мне попадался кайт «Вейв» от Скай-Кантри). Но это были кайты совсем не гоночные, пельмень-пельменем. Попадались мне и клапанные ручечники (не помню уже этой евопейской фирмы), но это была вообще жесть, гоняющая максимум только поперёк ветра.

И на этом фоне появился “Спид-2” — красавец с удлинением 6, комфортным управлением и приличными гоночными характеристиками. Особенно (за счёт большой площади) относительно ручечников был хорош бакштаг. Вообще, как мне кажется, тогда кайтостроение развернуло на 180 градусов основную свою идею. Раньше пытались «выжать» с минимального размера максимальную тягу, а теперь стоит задача снять минимальную тягу с максимальной площади.

Но и у самого лучшего на тот момент кайта существовали некоторые недостатки, например:

Неприличная (для среднего кайтера из региона) цена.
Тяжёлая тряпка на моделях до 12-ти м2. Как следствие – абсолютное неумение летать в слабые ветра и охотное желание по инерции нырять/выворачиваться через свои стропы при нечётких манёврах.
Слишком слабая и супердорогая тряпка на «сильверах» больших площадей.
«Пустой руль» и не очень чёткое управление, особенно на зажатом триммере.

Вобщем, в дальнейшем было над чем поработать, в том числе и другим конструкторам и фирмам. И Спиды пошли под нож «наших» конструкторов.
Параавис, Эльф-Кайт, НордФлай, Скай-Кантри – каждый пытался выяснить формулу успеха изнутри, выпустив кишочки прародителю.

Вообщем, особо не вдаваясь в эту анатомию, перескочим на пару лет вперёд. Лучше всех удалось справиться со всеми 4-мя основными недостатками Спида конструктору Эльф-Кайтов Роме Любимцеву. Он вообще-то задумал изготовить просто нормальный спокойный кайт для всевозможных стилей фанового катания. Об этом даже говорит и название «Джокер-4», как-бы продолжающее линейку Джо-1,2,3 и Джо-СВ. Но неожиданно… кайт показал удивительно хорошие характеристики для гоночного кайтинга! Я бы даже сказал – отличные, исключая разве что не выдающийся, а просто хороший бакштаг на слабых ветрах.

Успех был столь значительным, что даже новая модель Флайсёрфера Спид-3 (вышедшая в то же время) не смогла по-настоящему конкурировать с Джокером-4 в гонках. Особенно с его провальным бакштагом. Немцы, конечно, в личной переписке предлагают способы его улучшения (например, переделать миксер), но в серию эти изменения не пускают — наверное, по большому счёту, хороший бакштаг на снегу не нужен основным покупателям Флайсёрфера – водным кайтерам.

Сейчас пора переходить непосредственно к Джокерам.

Особенности катания.

  • Лавировка очень необычная по сравнению, скажем с «одноклассниками» (Экстази, к примеру). На острых углах Джо затыкается, но сбрасываешь пару градусов – накатисто бежит вперёд, при этом не передозит и даёт лучший апвинд на скоростях около 30-тника. И ехать прятно-быстро, и не сильно как-бы упираешься. Вобщем – кайф! Между тем – попробуйте сбросить угол на том же Экстазике – мигом передозит и срывает с курса.
  • Отличный не передозный галфвинд. Тянет не вбок, а больше-вперёд, что даёт опять же скорость, а не перенапряг мускулатуры.
  • Бакштаг — средний по моему мнению. Но причина, мне кажется, не в самом кайте, а в миксере. Ибо такой лёгкий на подъем и не рыскающий по курсу кайт должен давать бакштаг просто прекрасный. Хотя я не настаиваю, так как не конструктор, а лишь скромный настройщик кайтов.
  • Отработка порывов отличная. При этом рывок передается не на тело кайтера, а лишь немного на планку. Следствие — обычно при езде можно довериться кайту, практически полностью ложась на бок, не боясь на порыве потерять опору и рухнуть на снег.
  • Стартует от 1-го м/с, если предварительно был хоть немного наполнен. Висит в воздухе практически в штиль.
  • Устойчивость к сложениям – очень хорошая. Резко нагрузите силовые стропы, когда кайт стоит в зените и резко отпустите – кайт не нырнет сам в себя, а мягко спланирует до момента натяжения строп.

Недостатки предыдущих выпусков.

Вроде как у кого-то Джокер рвался, но я лично не видел. Однако как-то раз у меня в стропах лежачего Джо весело и с разбегу оказался Чемпион Мира Саня Палехин вместе с лыжами 238, но и то ремонт составил – одну стропу и разошедшийся шов, а ни внутренности, ни наружная ткань не лопнула. Впрочем на всякий случай не стоит со всего маху раздолбашивать лёд на озере при помощи передней кромки своего Джокера (вот только на днях как раз видел мгновенное превращение другого парафойла в круглый воздушный шарик посредством этого упражнения).

Особенности устройства и изготовления изделия.

Фирма Эльф-Кайт имеет свой неповторимый стиль производства и пошива, который мне лично очень приятен и понятен. Главное во всём процессе производства – это собственно творческий процесс изобретения лучшего кайта. А как уж его серийно сваяют – второстепенно. Ибо некогда останавливаться на пустяках — надо идти дальше и выдумывать ещё лучше лучшего.

Теперь по порядку про прошлогодний и новый Джокеры-4.

  • Неизменно присутствует некоторый аскетизм и максимальное удешевление во всех элементах кайтового комплекта. Материал, расцветка, планка, отсутствие разных мулечек – всё говорит о том, что функционал важнее понтов.
  • Рома традиционно вяжет А-ряд, а не пришивает. Я считаю это большим достоинством. 2 раза приходилось менять стропу, и при этом не надо было разбирать всю подкупольную стропную систему, до кучи ещё и с миксером.
  • Некоторая едва уловимая кривизна швов иногда присутствует, но совершенно не видна с расстояния 30 метров и не влияет на замечательные лётные характеристики.
  • Кайты прошлого года попадались с неустранимыми внутренними дефектами. В этом годы попадаются лишь небольшие ошибки в стропной, но они легко и быстро поправляемы умелой рукой.
  • Раньше отсутствовала регулировка В-ряда, приходилось довязывать стропочку с узелочками. Сейчас настройка есть, но её диапазон пока не проверен.
  • Планка раньше была просто ужасна. Сейчас просто средняя. Но очень и очень дешева. Заказывается у китайских друзей. Но я бы лично не заморачивался со сменой планки, а лишь довязал бы тормозную перемычку и укоротил бы управляющие стропы на 10-15 см. Щелевой триммер, кстати, очень не плохой. Вообщем, нормальный гонщик всё равно любую планку под себя затачивать будет. А эту вполне можно доделать до приличного состояния. Разве что на 8-ку можно размер и поменьше, чем 60см.
  • Для походов прошлогодняя модель была лучше – средние 4 из 6-ти стартовых клапанов можно было принудительно открыть, и кайт на посадке практически превращался в открытый парафойл с обычной (для кайта с большим удлинением) средне-плохой посадкой в сильный ветер.
  • Теперь же клапанов 5, они одинарные и закрыты сеточкой.
  • Вопрос применения пятой стропы (для прикрепления которой, кстати, на планке существует отдельная верёвочка) так и остался пока вопросом. Места крепления строп к куполу стали прочнее, но никто по-боевому испытания не проводил. У автора, конечно, имеется одна идейка по поводу 5-й стропы, но до проведения испытаний лучше о ней пока промолчать.
  • Кишочки у кайта вроде как стали крепче – вдоль прошита упрочняющая лента и усилены все отверстия.
  • Геометрия старого и нового Джокеров – идентична.
  • Непонятными лишними деталями/настройками оказались двойные рады лямок на куполе для А-ряда. Скорее всего, это атавизм. Ибо и на самом крайнем ряду (существующие настройки) кайт не складывается, а на втором он уже явно не будет хорошо сбрасывать тягу.

Настройка.

Счастливый обладатель Джокера – это обычно не средний пельменеобразный обыватель (для которого существует большое многообразие красивых и нефункциональных кайтов), а чуткий, вдумчивый и экспериментирующий наездник. И Джокер привнесёт в жизнь такого человека новые краски.

Все нюансы настройки описывать не буду – многие просто не поймут ни цели и не ощутят разницы в поведении кайта, ибо надо сначала научиться получать ощущения от настроек на кончиках пальцев. Да и оно особо и не не надо. Однако азы стоит знать.

  1. Первое. Адаптируем чужеродную планку (свою или которая пришла в комплекте) к куполу. Внимание! Сначала не забудьте отрегулировать триммер на вашей планке. Его ход должен соответствовать длине ваших рук, гоночной позе и особенностям чикен-лупа. Далее после привязки планки отпускаем триммер, поднимаем кайт в зенит и тянем планку на себя плавно до упора. Кайт должен, немного поколебавшись, упасть в задний свал. Если этого не происходит, вяжем узелки на управляющих стропах, с шагом 10 см примерно. Добиваемся успеха. Если кайт не стартует, вяжем узлы наоборот, на силовых верёвках, укорачивая их.
  2. Второе. Поднимаем кайт и рулим им на разных режимах триммера. Если рулится невнятно, повороты с притормаживанием, а не сопряжённые, то подходим к куполу и немного укорачиваем Д-ряд, сантиметров на 5, там есть готовые узелки. Узлы можно делать и самим, через пару сантиметров. Та же самая операция, если надо немного улучшить бакштаг или дует несильный ветер. Если ветер сильный – можно Д-ряд ослабить.
  3. Третье. Если ветер рваный, лучше подтянуть ряд В. Узелок на соответствующем блочке имеется. Если дорога скользкая, а ветер сильный – В-ряд лучше ослабить. Вообщем, с втянутым В-рядом кайт становится немного тяговитее, а с ослабленным – накатистее.

Как я думаю, абсолютных критериев правильной настройки и нет. Так как кайтеры попадаются весьма различного уровня подготовки, веса и личных предпочтений.

А общий принцип есть только для новичков (то есть и ветер, соответственно, будет слабый или средний) – такой кайтер должен затупить все хар-ки (втянуть В и Д-ряды). И радоваться :). Для большинства же есть некоторые комбинации этих двух изменяющихся параметров. А для избранных есть ещё некоторые возможности (правда, они, пожалуй, «заточат» кайт ещё на 1-2 %, не больше).

Итого.

Джокер-4 оказался настолько хорош и по гоночным характеристикам и по цене, что именно его появление родило волну идей по видоизменению гоночного кайтинга в России. Класс «8», монокласс, нац класс, формула и т.п. – именно Джокер-4 явился катализатором этих идей. Но в любом случае и любом варианте развития кайтинга он долгое время останется на первых местах по любой классификации.
И что очень удивительно, одновременно с этим Джокер-4 – достаточно простое и понятное крыло для любого кайтера, абсолютно не замороченного на гонках.

Автор: Максимов Максим (2011)

Добавить комментарий