С появлением клапанных парафойлов у человечества появилась не только радость от каталки практически в любой ветер, но и проблема их аварийной посадки и даже просто парковки.
Всему виной то,… что сама конструкция современных клапанников позволяет им летать гораздо лучше, чем приземляться, тогда как старые открытые фойлы имели примерно одинаково комфортный и лётный, и посадочный ветровой диапазон.
Конечно, не перед всеми пользователями клапанных кайтов эта проблема стоит остро. К примеру, зачем спортсмену-гонщику парковка? У него на старте обычно имеется бой-френд или бич-бой, а также друзья-конкуренты, которые по разным причинам тупят на старте-финише. И поэтому крик — «Мужики, поймайте моего дурака ( Масян ©)», — уже воспринимается не как крик о помощи, а как непременная часть современных гонок.
Обывателю, катающемуся в компании друзей на небольшом водоёме в средние ветра это тоже не особо актуально. В свежий ветерок можно затормозить кайт об рыбака, дерево, строение или суметь припарковаться за два километра от старта, где меньше дует. Но вот для марафонцев и особенно путешественников парковка клапанного кайта уже играет очень важную роль. Например, путешественник немного устал и желает подкрепиться коньячком. Или, наоборот, избавиться от чая. А ветер дует и его бич-бой тоскует где-то с другими спортсменами. Напарник тоже не прочь отдохнуть, но и у него кайт бодро летает по небу. Что делать?
— Ага, скажете вы, – а перекрёстная парковка? Да ну? — скажем мы, – а вы пробовали? С санями подпрыгивать и ловить летающего «дурака»? Конечно, один раз попробовать можно, но права на ошибку у вас не будет… А в одиночных походах как?
Авторы знают путешественников, которые вдали от цивилизации рвали кайты или даже получали травмы именно при этом мероприятии – парковке кайта в лёгкий передоз.
Сами разработчики также имеют некоторый опыт в супермарафонских гонках и кайт — путешествиях (вот их усталые организмы на финише чемпионата мира по супермарафону VAKE – Varanger Arctic Kite Enduro).
Итак, пора уже начинать краткий обзор существующих вариантов посадки клапанных кайтов.
1. Проверенная схема посадки обычных парафойлов ЗА СТРОПЫ УПРАВЛЕНИЯ и построенные на этом принципе системы безопасности оказались малоприменимы для клапанных кайтов. В сильный ветер такие кайты не обезветриваются полностью, а парусят «забором» с немалой остаточной тягой. В одиночку парковка кайта превращается в нетривиальную задачу.
2. Система FLS от FLYSURFER основана на сбросе кайта на одну из половин крыла за существующую стропную систему. Использована дополнительная стропа, проходящая через планку, и прикрепленная к одной силовой стропе на расстоянии от планки примерно равном размаху крыла.
Российский кататель, обремененный интеллектом, решал проблему как мог. Появились различные варианты страховки/парковки кайта
3. Взято с кайтфорума. Вариант от «kesha»
При активации страховки (отцепе кайта) лиш держит веревочку, соединяющую две стропы: силовую и управление с одной стороны. Планка уезжает по стропам одной стороны, освобождая стропы другой, кайт вытягивается по ветру, болтаясь на одной половине крыла.
4. Очень похожий по принципу вариант от «Бугор». Тоже с кайтфорума.
Принцип действия такой же, только кайт повисает на одной управляющей стропе.
Основной недостаток схем 2-4 в том, что когда активируют страховку вся! нагрузка идет максимум на четыре точки (при страховке за обе стропы, вариант от «Kesha») по одной нервюре!
Лично был порван Джокер – 4, при испытаниях подобной схемы. На чемпионате мира по кайт эндуро VAKE в 2012 году, у наших соперников попытка посадить кайт в сильный ветер обернулась его разрывом и дальнейшей невозможностью погасить купол. В итоге SPEED 3-15 пришлось отстрелить полностью. В интернете достаточно видео того, как работает такая система страховки и, иногда, разрушает кайт. В сильный ветер кайт начинает вращаться (в зависимости от модели кайта больше или меньше), запутывая насмерть подкупольную расстроповку за пару минут.
Возможно, припарковаться без травм вам и удастся, но вот заново отправиться в путь – только весьма не скоро.
5. Страховка за центральные нервюры с использованием ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПЯТОЙ СТРОПЫ. Самый распространённый вариант (с его вариациями). Его сейчас предлагают как опцию оба российских производителя. Однако, из-за постоянных запутываний миксера и подкупольной расстроповки при сбросе на страховку нам его пришлось отвергнуть. Плюсом оставалась большая вероятность разрыва кайта по месту крепления пятой стропы. Нам известны случаи разрыва не только Джокеров, но и SPEED 2-12 на 2 полу-кайта – Спид-5 и Спид-7 :)
Гоняясь в Норвегии, на самом протяженном и экстремальном марафоне VAKE, в 2012 году, мы остро ощутили недостаток рабочего варианта страховки/парковки, который бы гарантировано, не калечил кайт и позволял бы сделать достаточно быстрый рестарт. Весь следующий сезон, в рамках подготовки к VAKE 2013, мы обкатывали и тестировали различные варианты страховки клапанных кайтов.
Поэтому мы выкладываем на всеобщее рассмотрение плоды наших фантазий и экспериментов за крайние два года:
- вариант с ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЫРАВНИВАЮЩЕЙ строповкой по задней кромке, заставляющей лежать кайт задней кромкой на ветер, не нашёл одобрения строгой комиссии в лице суровых раздирателей кайтов. Кайт морщит заднюю кромку и не сбрасывает тягу в полёте.
- заготовленный ещё в России и испытанный при среднем ветре в Норвегии вариант страховки за выровненный отдельной подкупольной системой С – ряд. При первом же испытании в горах провалился. Распутывались около часа. И отправились в гонку опять без страховки.
- то же потом произошло и со страховкой по В-ряду. Вернее, не совсем то. Клапанный кайт не сдувается и имеет большую остаточную тягу. А, казалось бы – как при старте параплана в сильный ветер, можно вытащить В-ряд и погасить купол…
Так как же проходила обычно «штатная» посадка клапанников на VAKE и вообще в зимних походах? Да очень просто. Прячешься в каньончик, за лесок, гору и т.п., выжидаешь момент ослабления ветра… и – резко садишь кайт, крепишь за лыжу и бегом по колено в снегу к куполу, чтобы успеть развернуть его по ветру и прикопать. Ух! Немного попотели. Потом немного замёрзли, распутываясь… Чертовы клапанники…!
Были попытки плюнуть на все страховки и делать системы превращения клапанного кайта в обычный фойл. Учились или выворачивать или «глушить» клапана. Так прошли пару походиков. Даже кайт специальный заказали сделать Скай-Кантри Наска-2, мутант с изменяемой «ориентацией». Вовремя одумались…
Так как вскоре родилась весьма необычная идея, а затем, по итогу многочисленных тестов, и откаталась полностью работоспособная система страховки/парковки, реализованная дополнительной пятой стропой. Рабочее название пока – «ПятУх», то есть «пятая на ухо».
Основные плюсы данной схемы:
- пятая стропа крепится за «ухо» кайта. Такое крепление располагает кайт в идеальное «флюгерное» положение вдоль ветра при активации страховки.
- точки стропления в этом месте не требуют никакого усиления.
- очень удобно присыпать ухо кайта снегом. Точно так лежат кайты в эллинге между стартами у спортсменов.
- немаловажный момент: очень удобно провести пятую стропу через один из «миксеров», тем самым, исключая их спутывание, которое часто можно наблюдать на традиционных схемах пятой стропы с креплением за середину кайта.
- легкий рестарт. Если миксера не перепутаны (что бывает практически всегда), то достаточно подтянуть к себе планку и аккуратно вытравить обратно пятую стропу. Кайт спокойно рестартует.
К сожалению, есть и минусы в таком дополнительном оснащении кайта. Это — поведение пятой стропы в полёте. Мы иногда кайтлупим, оверштажим и всякими другими способами пытаемся сделать из строп косичку. Вместе с пятой стропой, которая обеспечивает спокойную каталку в хороший ветер. Хоть и практические тесты показали, что даже при десятикратном перекруте строп все работает. Однако, возможность неполного срабатывания при сильной перекрутке строп остается — закон Мерфи все время в работе :)
Вывод прост – не забывать про культуру кайталки: перед стартом проверять и убирать все перекруты, узелки и т.п. на стропах! В полёте следить за количеством перекрутов строп!
Однако даже эту мелкую неприятность – скручивание строп — удалось преодолеть! Причём, каждый из нас исхитрился по-своему и использует свой, самый лучший вариант.
Вариант 1. Сделать дополнительный вертлюг для 5-й стропы, если катаешь на чикен-лупе, или использовать готовый. В полёте изредка раскручиваешь вручную – насколько надо.
Вариант 2. Не делать страховку вовсе – сделать только парковку! Суть проста: пятая стропа идет вдоль стропы управления и заканчивается петлей на поводке планки. Петлю, можно взять рукой при парковке, и потом накинуть ее на ледобур, или на воткнутую в снег лыжу. Конечно, чтобы реализовать именно парковочный механизм, надо успеть сделать одновременно два действия – крепко взять в руки «клеванту» 5-й стропы и сбросить кайт. То есть надо быть немного более в сознании, чем в первом случае. В эту же петлю можно вщелкнуть и страховочный лиш, если он не помешает управлять планкой.
Итак, рекомендуем всем пользователям клапанных парафойлов самостоятельно изготовить подобную страховку. А производителям – комплектовать кайты при продаже одной из наших версий страховок. Не забывая, конечно, благодарить авторов за идею на материальном и духовном уровне :)
Теперь подробнее рассмотрим устройство нашей системы страховки.
Начнем с кайта. Пятая стропа через дополнительную петлю-проставку (для удобства монтажа) крепится к группе строп, расположенных на «ухе» кайта. На кайтах Скай-Кантри можно использовать существующую расстроповку.
На кайтах других производителей, возможно, придется добавлять свой «тройник». Это зависит от того, соединяются ли стропы, идущие прямо от кромки уха в одну точку.
Точка схода (крепление пятой стропы, точка А на схеме) должна находиться примерно по оси, проходящей через центр кайта (см. схему). Это максимально снижает возможность вращения кайта вокруг продольной оси при парковке в сильный ветер.
Далее пятая стропа проходит через колечко, смонтированное в районе крепления стропы. Это нужно для того, чтобы левая и правая группы подкупольных строп не путались при сбросе кайта на страховку.
Как закрепить кольцо.
Крепление кольца на пятую стропу.
Закрепляем кольцо на пятой стропе, на расстоянии от планки примерно равном размаху крыла, и продеваем в него силовую стропу. Это кольцо скользит по силовой стропе и работает как ограничитель отлета планки. Дополнительно пятая стропа меньше парусит.
Фото 2.
Проводка пятой стропы у планки. Фото 3.
На примере планки от Скай-Кантри. (Силовой шкотик от триммера к силовым стропам, для наглядности, подсобран).
Вариант только парковка. Проводка пятой стропы идет вдоль управляющей стропы. К петле можно прищелкнуть страховочный лиш, но, с большой долей вероятности, он будет мешать работать с планкой.
Крепление колечка к поводку на планке. Таким же образом можно закрепить кольцо в районе миксера.
Владельцам других планок надо смотреть по месту, как будет удобнее провести пятую стропу.
Счастливые владельцы планок infinity 2.0 от FLYSURFER могут ничего не делать. За них все придумали. Остается только не цеплять дополнительную стропу к силовой стропе (FLS line — штатный вариант), а сделать проводку дополнительной стропой до «уха» кайта. (От точки 2 до точки А на схеме).
Осталось прицепиться к трапеции.
У владельцев планок с чикенлупом все просто. В законцовке пятой стропы надо поставить кольцо и к нему цеплять лиш. Тем, кто вщелкивает лиш дополнительно в чикенлуп, чтоб не болтался, очень рекомендуется проверить, насколько свободно слетает карабинчик лиша с чикенлупа при отцепке!!!
Лучший вариант поставить на пятую стропу кольцо большего размера и его одеть на чикенлуп. И уже к кольцу цеплять лиш.
Наша тест-команда использует яхтенные карабины, и самодельную отцепку пятой стропы.
Возникает закономерный вопрос, а как крепить пятую стропу к лыже/доске/ледобуру? Все просто – использовать парковочную петлю. Ее же можно использовать вместо лиша, пристегнув к трапеции. Главное предусмотреть возможность полного отстрела кайта в совсем безвыходных ситуациях!
Материалы.
Колечки для проводки пятой стропы можно использовать любые, какой-либо большой нагрузки они не несут, за исключением кольца, к которому прищелкивается лиш, парковочная петля. Главное, чтобы кольца были гладкими и не имели заусенец и т.п.
Стропа используется, в принципе, любая, с разрывной нагрузкой не менее 100кг. Чем меньше парусит, тем лучше. Можно использовать рыболовный плетеный шнур. По всем характеристикам он очень похож на кайтовую стропу, но стоит чуть дешевле и доступен в большинстве крупных рыбацких магазинов. Единственное ограничение по шнуру – он не терпит неграмотных узлов (правильные узлы смотрите у рыбаков). Лучше зашить в петлю, благо, он тоже трубчатый и петля делается так же, как на стропе.
Длина стропы подбирается экспериментально. Важно, чтобы, при нормальном (в воздухе) положении кайта, пятая стропа не тянула кайт, но провис тоже, ни к чему. От планки до точки 2 не должно быть никаких узелков, петель и прочего, что будет мешать планке скользить по пятой стропе! На этом участке будет лучше использовать стропу в оплетке, или большего диаметра — меньше износ.
Положение кольца в точке 2 на схеме подбирается просто: кайт раскладывается во флюгерное положение «ухом», к которому закреплена пятая стропа, на ветер. Стропы с планкой вытягиваются точно против ветра до момента натяжения строп нижнего по ветру «уха». Проверяем, чтобы пятая стропа была расправлена, может чуть натянута. Ее окончание будет примерно на размах крыла дальше планки. От места, где пятая стропа проходит через ближнее к кайту колечко на триммере (точка 3 на схеме), с запасом метр-полтора в сторону кайта, должно стоять наше кольцо на пятой стропе.
_______________________________________________________________________________
Вот так просто собирается «пятая на ухо». Разрабатывалась, обкатывалась, тестировалась эта страховка Литвиновым Кириллом и Максом Максимовым. Данная система страховки/парковки успешно прошла боевые испытания на самом экстремальном многодневном марафоне в мире, и поверьте нам — там было, где ее проверить!
Авторы: Литвинов Кирилл, Максимов Максим
«яхтенные карабины» — охренеть, я теперь уснуть не смогу.
А кто-нибудь на сноубордах в VAKE принимает участие? или на лыжах только?
Мне кажется ПятУха патентовать пора :)