Подготовка.

Захотелось снова приключений. Решил-таки добить Обь, либо себя. Пересмотрел снаряжение, кайтовый гардероб. Купил чудесный горнолыжный «скафандр» из гортекса от North Face, разработанный для Heliski. Купил лыжи Atomic Beta Race, длиной 183 см, радиус поворота 34 метра, в очень хорошем состоянии. Такое впечатление, что за их десятилетнюю жизнь на них практически не катались. Пересылка из Германии обошлась вдвое дороже их цены, но они того стоят. Убрал из гардероба все шерстяные изделия: купил пару легких пуловеров от Jack Wolfskin и Patagonia. Купил маленький монокуляр Brunton 7×18 (всего 45 грамм!), понадобится для обнаружения промоин на льду. Взял с собой упаковку электролита Nuun, его можно бросать прямо в снеговую воду, нормализует водно-солевой баланс организма. Ребята из Сиэтла, разработавшие и выпускающие его, говорят, что сами без него из дома не выходят. Разорился на сублимированные обеды Mountain House, купил 10 пакетов. На этот раз ограничился двумя баллонами газа по 450г. Взял запасные аккумуляторы для КПК, телефона, купил литиевые батарейки SAFT LS33600 для GPS приемника. Поменял приемник на новую модель GPSMap 60CSx. Эта модель хранит карты на съемной памяти, умеет записывать на нее треки. Память MicroSD совместима с моим КПК, поэтому заливка новых карт выполняется в считанные минуты: просто перекладываешь образы карт из каталога в каталог. Треки можно отправлять электронной почтой, очень удобно. У одного француза купил подержанный восьмиметровый FS Speed2 для средних и сильных ветров. Кайт оказался совершенно расстроенным, даже не летал. Обещанной бутылки вина в посылке тоже не оказалось. Обиделся я на француза. После многочисленных настроек и регулировок кайт залетал, но, все равно, некоторые моменты в его поведении мне не нравились. Купол тяжел, и при провалах в ветре норовил упасть, причем, делал это так быстро, что я не успевал среагировать. Если до нового порыва не падал, то откочевывал к центру ветрового окна и на порыве так дергал, что чувствовал я себя очень неуютно. За неделю до старта компания «ParAAvis» предоставила новенький, разработанный в этом сезоне семиметровый Xtazy. Успел его обкатать, и остался доволен. Решил заменить Speed2 на Xtazy. Для слабых ветров опять мучительно долго выбирал между Velocity и Respect. На сей раз, остановился на Velocity. Вместо санок «Обойди мир» решил сделать самодельные, из ткани ТЗ, такого же размера, без единого шва, полностью клееные. Получились чуть потяжелее, но и понадежнее, на мой взгляд. Груз закладывался через заднюю часть, которая зашнуровывалась. Не очень быстро и удобно доставать вещи, но если в них укладывать лишь кемпинговое снаряжение, то открывать их надо будет раз в сутки. Всего груза, от лыж до носков, получилось 38 кг – чуть меньше, чем в прошлом году. По рюкзаку и санкам расклад примерно такой: 11кг + 11кг.

В четверг вечером выезжаем с Юрой в Ханты-Мансийск, его задача – отогнать автомобиль назад. Ночевать останавливаемся у Володи, кайтера из ХМ. Он любезно предоставил нам комнату, накормил, уложил спать. Кроме того, он взял на себя роль ЦУП на период всего путешествия. Смотрим прогноз на завтра. Еще с утра обещали попутный слабый ветерок на ближайшие дни, но к вечеру оставили лишь на завтра, и то встречный. На последующие дни – штиль. Как-то неуютно стало на душе. Но ведь назвался «груздь»…

Пятница, 10 апреля.

Старт назначен на после обеда. Организаторы договорились с прессой, телевидением. Я должен сказать добрые слова в адрес спонсоров и всем, поддержавшим меня. Поверьте, не тщеславия ради. Любопытная камера «совала нос» в мой рюкзак, исследовала содержимое прицепа, мой рацион и белье. Не раз напоминал, что пора замолвить словечко о добрых людях. Наконец позволили. Торопливо благодарю всех, кого должен поблагодарить, боюсь пропустить, обидеть кого. И что же? Вырезали! А ведь мог бы стартовать на пару часов раньше! Старт на Иртыше, чуть ниже моста, в 13:30. Немного дует запад, 3-4 м/с. На реке застывшие лужи, клочками встречается наст.

Санки. Пока еще новые

Санки. Пока еще новые

Все, что осталось…

Все, что осталось…

Старт. ХМ, Иртыш, чуть ниже моста.

Старт. ХМ, Иртыш, чуть ниже моста.

Обуваю горнолыжные ботинки, треккинговые снимаю, и подальше от соблазна взять с собой, отдаю Юре, пусть везет домой. Стартую на Velocity с шестидесятиметровыми стропами. На льду разносит, и трудно идти в галфвинд. В полукилометре от ЛЭП гашу купол, сворачиваю. ЛЭП прохожу коньком. Поднимаю в небо Xtazy, с ним легко справляюсь даже на голом льду. Подхожу к острову Старочеремховский, ныряю влево, в протоку. Ветра нет, собираю обоз, иду пешком. На острове заимка, захожу к хозяину попить чаю, поболтать. Миновав протоку, выхожу на Обь. Дует очень легкий встречный ветер. Доставать кайт нет смысла. Иду пешком. Наст твердый, держит хорошо, иду в тапочках DriZone. Подошвам ног больно от жесткого колючего наста. К одиннадцати вечера дохожу до поселка Троица. Нахожу чуть подстывшую лужу для добычи воды, ставлю палатку, хочу сварить поесть. Не нахожу ложку, видать при сборах сперли, много чужого люда было. Варю чай, ложусь спать. Достаточно холодно, около -15 ночью.

Итоги дня: От точки старта под кайтом проехал 11 км, далее 30 км пешком.

Суббота, 11 апреля.

Встаю с восходом солнца подсушить вещи. Ночью из-за вымораживания влаги все покрылось куржаком. Развешиваю на солнце спальник, отряхиваю палатку, выставляю на солнце заиндевевшие вещи. Еще раз все перерыл на предмет ложки, нету. Иду в деревню клянчить ложку. Готовлю завтрак из американского «доширака» Mountain House, чай. Завтракаю и в путь.

Лагерь

Лагерь

Штиль

Штиль

Ветра нет, иду обозом. Наст, солнечно и холодно. Отошел пять километров, догоняет буран. Поболтали, предлагает подвезти: десять километров по пути. Отказываюсь, неспортивно, говорю. Он включает логику. Ты должен идти под кайтом, пешком – не спортивно, так что нет разницы, пешком или на буране, и так и так неспортивно, полезай. Закидываем обоз в нарты, собачку на улицу. Едем. Собака с куском огромной цепи бежит поодаль, не подходит, не дает отвязать цепь. Через 10 км прощаемся, ему налево, на кордон, мне прямо. Рекомендует не вставать на ночевку у горного берега — мишки уже оттаяли, и ходят голодные. Пока прощались, отвлекся на секунду, и собачка пометила мой рюкзак. Отомстила за пробежку с цепью. Снова иду, прислушиваясь время от времени к ветру. Показалось, что задуло. Достал Velocity, проехал пару галсов … в галфвинд. Пустое, снова иду пешком. К вечеру прошел 30 км, ноги болят, убиты в хлам в тонких тапочках. На подходе к Елизаровке балок, возле него веселая компания. Зовут в гости пообедать. Валентин помогает вытащить обоз на берег. Предлагает остановиться в этом балке до наступления погоды. Праздник, прощание с зимой. Куча еды, выпивки. Ем салаты, пью пиво с язем. Осматриваюсь, на палатях спят утомившиеся. Боюсь, что не встанут к ночи, и мне негде будет отдохнуть. Вот проснулся Дима, учитель физкультуры и руководитель местного турклуба. У него даже есть кайт, и он пытается ездить на нем. Пока правда, не очень успешно. Учиться не у кого, а один раз увидеть много полезнее, чем читать в Интернете. Наконец праздник подходит к концу, начинаются сборы. Дима предлагает ехать в поселок, остановиться у него дома. Дом пустой, в моем полном распоряжении. Ветра не обещают, по меньшей мере, дня три. Тратить экспедиционную провизию не хочется, и мы едем к нему. Долго грузим вещи, людей. Мне, как единственному трезвому, доверяют самое ценное – музыкальный центр. Трогаемся двумя буранами, по дороге кого-то теряем, подбираем снова. Ну, в общем, доехали. Меня отводят в дом, топлю печку, пью чай и спать.

Итоги дня: прошел пешком 28 км, 10 км проехал на буране. Пробовал на кайте – только зря потерял время.

Воскресенье, 12 апреля.

Утром выхожу на улицу, солнце и тишина. Прогноз такой же, слоняюсь без дела. Где-то вчера потерял нож. Иду на берег, обследую каждый сантиметр, всю буранью тропу. Нет нигде. Вероятно, это плата за халявные 10 км, что я проехал на буране. В магазине покупаю пельмени, пиво. Сегодня внучке исполнился месяц. Праздную в одиночестве, ложусь почитать журнальчики. Попадается статья про адронный коллайдер. Читаю лежа в кровати, журнал незаметно падает из рук…. Снятся первые микросекунды мироздания, мир кварков, с треском разлетающихся в пространство, созидаемое по ходу. Тут же просыпаюсь от охватившего ужаса. Да, круто было на заре мироздания!

Итоги дня: знакомство с поселком и рождением Вселенной.

Понедельник, 13 апреля.

Снова тишина. Магазин, пельмени, пиво. Прогноз дают только на завтра. Ем, сплю целый день. Вечером иду с Димой в спортзал, размять кости, выправить пролежни. Вообще, интересно посмотреть на школу. Для деревни с покосившимися избами школа выглядит просто изумительно. В холле зимний сад, просторно и светло. Спортзал слегка маловат, но для 50 учеников со всей деревни — здорово. Обратил внимание на десяток пар сноубордических ботинок, сохнущих на батареях. Оказывается, у них на горном берегу есть обустроенный склон, с трамплинчиками. Подъемника нет, но школьный буран справляется с десятком пацанов и девчонок. Ай, Дима, ай, молодец! Смотрим клипы, которые Дима собирает свободными вечерами: тут и трюки на сноубордах, и буксировка на парашюте, вэйкборд и водные лыжи. Видеокомпания – «убытки.ру». И все это в деревне, которую не на всякой карте найдешь. Ай, да Дима!!! Вечером смотрю прогноз. Легкий ветерок на завтра опять убрали. Обещают лишь в среду.

Итоги дня: промятые бока, небольшие постирушки, спортзал, душ.

Вторник, 14 апреля.

Опять бегу на улицу, ветра нет, солнце. Тоска и безысходность. Подумываю о дороге домой. Звоню в метеоцентр ХМ, ничего не обещают и на завтра, разве что совсем чуть-чуть. Цепляюсь за это чуть-чуть как за соломинку. Прошу у Димы треккинговые ботинки. Обещаю выслать почтой по приезду. Ноги, разбитые от ходьбы в обуви без подошв, за 4 дня расслабухи зажили. Принимаю решение уйти вечером на Обь, дойти до следующего поселка и ждать утреннего ветерка. Нельзя прозевать ни минуты. Стаскиваю вещи на берег. За раз все не унести, в поселке грязь, все надо нести в руках. Не могу расстаться с бутылкой пива, беру с собой, выпью по дороге. Собираю обоз и ухожу. Старт в 20-00, на реке голый лед, клочками твердый наст. Прошел около часа, догоняю собачку, хвостик пушистый, к земле. Ближе чем на полкилометра не подпускает, держит дистанцию. Так и идем друг за другом. Наконец надоело рыжей, убежала к себе в лес. К сумеркам подхожу к поселку Кедровый, за 4 дня так наотдыхался, что ноги проносят мимо. Следующий поселок – Горный, ниже по реке в 7-8 км. Иду к нему. Подхожу в полной темноте, никаких признаков жилья, на подходе живая речка, ничего не видно. Расстегиваю ремень на рюкзаке, отцепляю прицеп и тяну веревочку руками. Ступаю очень осторожно, прислушиваясь, не трещит ли лед. Вышел на берег — нет, не видать поселка, и собак не слыхать, разворачиваюсь, иду подальше от берега, помня о голодных медведях. В половине первого ночи останавливаюсь вблизи острова, метрах в пятистах от горного берега. Палатку ставить ленюсь, боюсь прозевать ветер. Надуваю коврик, бросаю на снег, ложусь в спальник. Шел быстро и с удовольствием, про пиво забыл. Пиво остыло настолько, что пить его нельзя, бросать тоже жалко, завтра, если задует, на себе не повезешь. Беру с собой в спальник, ложу на живот рядом с бутылочкой чая. Обнимаю их и отхожу ко сну. Вспоминаю про пингвинов, высиживающих яйцо на снегу, зажав его между лапок. Сплю. Слышно как ухает сова или филин на горном берегу. Прислушиваюсь, не орет ли мишка. Нет, вроде тихо. Ночью яйцо-пиво несколько раз выпрыгивало из лапок, бережно поправлял, водружая на живот снова. Сплю. Вдруг кто-то потащил меня за ноги вместе с мешком. Первая мысль — медведь! Мгновенно просыпаюсь. Ноги лежат на снегу. Коврик терм-а-рест достаточно скользкий, ткань спальника еще больше. Нижняя часть спальника сползла на снег. А я уж испугался, думал, фаршированный спальник мишки на ужин потащили…

Итоги дня: прошел пешком 23 км, кайт не доставал, штиль.

Среда, 15 апреля.

Просыпаюсь с рассветом. Спальник весь белый от куржака, с востока/юго-востока еле заметно поддувает. Собираюсь, пью пиво, ем кедровые орешки. Достаю Velocity, разматываю шестьдесят метров строп. Кайт еле взлетел, очень крутыми бакштагами ухожу вниз, к концу острова в надежде, что после слияния проток, на широком месте задует покрепче. Так и есть, раздувает, следить за кайтом становится легче. Стропы в этот раз я изготовил сам, купив стометровые бобины. Поэкспериментировав со 100-метровыми стропами, пришел к выводу, что лучше укоротить их до шестидесяти метров. Кстати, о климаксе мы нынче словом не обмолвились. Классная вещь! Сейчас расскажу.

Лирическое отступление.

В поисках легких и прочных строп для слабых ветров, наткнулся на немецкого производителя строп из материала Dyneema, под названием Climax. Стропы, стало быть, тоже называются Climax. Название как-то смутило, в русском языке термин понимается очень узко. Смотрю в словаре, какой же смысл вкладывают в этот термин англичане. Оказалось, слово имеет огромное множество значений: предел, вершина, кульминация, развязка, равновесие, нарастание, оргазм, наконец! Ну и понятно, известное нам из физиологии значение. Выбирай любое! Больше всего, пожалуй, подходит «предел». Или, может быть, «оргазм»? В Англии нашел дилера этой фирмы, Манфреда, выходца из Германии, и заказал ему 100 метровые стропы. Он несколько раз переспрашивал, правда ли 100 метров нужны. Может 100 футов? И ну в который раз объяснять мне, какой длины бывают стропы: 20, 25, 30 метров. Остановились на том, что вышлет стометровые бобины.

* * *

Вот и Урманный. Опять подъезжаю к рыбакам и спрашиваю чай, и опять, по-моему, та же тетенька, что и в прошлом году, говорит, что пить чай ходят в поселок. Несколько ниже поселка снова рыбачат, но уже с буранами. Подъезжаю, угощают кипяточком. Спрашиваю: «Как Обь, нет ли промоин?» « Нет, — говорят, — видишь, забереги сухие, значит, и промоин нет». «А за Горнореческом? – настаиваю я. « Нет, — кричат, — нигде нет». Ну и чудно! Впереди ЛЭП-500. Раздуло. Выбираю горный берег для прохода ЛЭП. Хочу пройти ходом. Прижимаюсь к берегу, хотя и опасаюсь турбулентных потоков. Держу кайт в 10 метрах от земли: выше страшно – провода, ниже нельзя, идут гряды торосов. Торосы везде и на реке, и на берегу. Пытаюсь удержать кайт, но для этого надо ехать в берег. Сложная задача — лавировать между глыбами льда в турбулентной зоне и без возможности уваливаться под ветер — тут же потеряю кайт. В этой борьбе отстегивается лыжа, еду на спине, стараясь пронести кайт над очередной грядой торосов и присадить его где поровнее. Въезжаю в торос левым плечом, через секунду – правым бедром. Кайт роняю. Вовремя, впереди вытаяла груда валунов, а это похуже торосов. Стропы зацепились за камни, кайт надежно лег позади этой кучи. Встаю, щупаю руки-ноги. Как будто ничего. Осматриваюсь в поисках площадки для запуска кайта. И что же? Посреди реки, сразу же за ЛЭП огромная промоина, метров двадцать шириной, и около ста метров длиной. Вот так подстава! Рыбачки избавиться от меня хотели? Отнес кайт на чистое место, запустился, еду. Саднеет плечо, ноет бедро. Хорошо, видать, приложился. Задуло еще крепче, с трудом справляюсь. Впереди остров, хочу пройти горной стороной, там пошире, но уже не могу вырезаться, дозит. Останавливаюсь, меняю Velocity на Xtazy. Все! Начался отдых!

Xtazy

Xtazy

Как будто на диване лежа едешь, крыло просто чудесное. Если и есть в мире ХАЛЯВА — то это кайт Xtazy. Тяговит, легок в управлении, мощный дипауэр. Перед тем как опрокинуться, хлопает ушками, предупреждая: «Эй, хозяин, не спи!» Для сравнения, мой кайт FS Speed2 сваливался в штопор без предупреждения. Два триммера позволяют четко выставить все настройки: профиль, угол атаки. И все это не покидая кокпит! Кайт хорош для тех, кто хочет быстро изучить зависимость поведения крыла от настроек — эффект мгновенный, сразу видно что почем.
Не напрягаясь, подхожу к Горнореченску. Прошлогодние лужи на реке замерзли, но состояние реки повторяется. Как заметил позже, где были лужи – там лужи, где был наст – там и сейчас наст. Горнореченск прохожу ходом, оборачиваюсь на сарай, в котором пересиживал непогоду, пытаюсь отыскать глазами следы жизни на берегу – тщетно. Остров за Горнореченском обхожу основным руслом, в прошлом году побоялся из-за промоины. Сейчас не боюсь, рыбаки ведь врать не умеют. Сказали: «Нет ее,» — значит нет. Смело еду … прямо в нее, родимую. Да, врать не умеют. Раздувает сильнее. На затянутой планке срыв потока не наступает даже почти на фордаке. Это позволяет идти очень полно и на небольшой скорости, что полезно как для моих ног, так и для прицепа.

Xtazy: Все легко и не напряжно… Тузик на веревочке спрятался за рюкзаком.

Xtazy: Все легко и не напряжно… Тузик на веревочке спрятался за рюкзаком.

Его ресурс зависит не от расстояния между точками старта и финиша, а от пройденного пути. Так что, чем меньше лавировок, тем лучше. Вот, наконец, последний мыс перед Карымкары. Иду в графике, наст не подтаивает. Покрытие радует, как и в прошлом году. Видать, хороший поселок, Карымкары. Вспоминаю о прошлогоднем приглашении мэра отобедать. Мысленно соглашаюсь. Да и отдохнуть маленько надо. Подъезжаю к поселку, попутный ветер и пологий подъем в гору позволяют заехать глубоко в берег. Сажаю кайт в яму, лежит в ней, не шелохнется. Для спокойствия придавливаю купол прицепом, иду на разведку. Не буду лукавить, мысль посетить доброго дяденьку появилась давно, узнал его имя, телефон. Пытаюсь дозвониться, не получается, видать, обед в офисе. Пошел в поселок искать. Благо дом главы администрации был недалече. На улице парень копошился возле автомобиля. Спросил, где найти Михаила Александровича, показывает на дом. Сын, оказывается. Захожу в дом, кричу хозяина. Выходит все тот же дяденька и удивленно смотрит на меня. Вижу, что узнал, но не поймет, что я тут делаю. Не даю опомниться, говорю: «Вы, помнится, отобедать приглашали? Ну вот, я согласен». Пока раздеваюсь, умываюсь, хозяин готовит обед. Осматриваем избитую тушку. Синяки удались большие, красивые. На бедре припухлость, ох гематома созреет через недельку! Сын Саша бежит куда-то за троксерутином. Замазываю раны, обедаю. Хозяин предлагает остаться ночевать. Отказываюсь. Задуло после 5 дней штиля, надо торопиться. Приходят гости, разговариваем за чаем. Термобелье, вымокшее от пота, подсохло прямо на мне, снятый комбинезон тоже подсох. Надо идти. Отвозят на берег, фото на память, помогают стартовать. На ходу кричу последние слова благодарности. Поехал. Снег за два часа, что я расслаблялся, подтаял и начал откровенно тормозить и лыжи и прицеп. На льду разгоняет, на снегу притормаживает. Постоянно надо перегруппировываться, а это утомляет. Через 2-3 галса вдруг выключается ветер. Еще пару раз что-то дунуло и все. Пытаюсь взять Velocity, но он тоже не едет. Там, где поехал бы Респект, Velocity не ходок. Не любит он тяжелой дороги. Да, чудес не бывает — гоночное крыло с огромным удлинением хорошо работает на малых углах атаки и больших скоростях. На мокром, липком снегу невозможно разогнаться, срыв потока наступает рано. Ветер стих совсем, тепло и сыро. Делать нечего, складываю кайты, собираю обоз, обуваю Елизаровские ботинки и иду. Возвращаться не в моих правилах, иду вперед, в Заречный. Мэр договорился там на счет моей ночевки у классного дядьки – Виктора Степановича. Ставлю на навигаторе «идти на поселок», по прямой — 30км. Наст не держит, проваливаюсь то и дело. Смотрю скорость — 3 км/ч. Да, до утра идти с такой скоростью. Выбираю в качестве цели поселок поближе — Большие Леуши, до него – 17км. Звоню в Заречный, объясняю ситуацию, спрашиваю у Виктора Степановича, нет ли знакомых в Леушах, стать на постой, посушиться. Состояние наста все хуже и хуже, давно насквозь промокли ноги, скорость заметно упала, каждый второй шаг — проваливаюсь по колено. А ведь без обеда мог бы пролететь до Заречного на ура. И как стерлядью не подавился? Обжора! К половине одиннадцатого подошел к поселку, местами на ногах, местами на четвереньках. Осталось подняться вверх по речушке еще километр. Созваниваясь по телефону, разобрался куда идти. Полностью выбился из сил. Радует одно — ночевать буду в тепле. Ноги за 6 часов в ледяной воде уже посинели и разбухли как моченые сухари. Ох, и икнулся мне обед у мэра! Николай, к которому я иду ночевать, уехал встречать меня на УАЗике, разминулись. Мокрый и замерзший жду на крыльце. Но вот он возвращается, ужинаем. Профилактика ОРЗ — водка, горячая уха с перцем. Через час согреваюсь, иду спать.

Итоги дня: за первые 4 часа проехал 103 км, еще за 6 часов прошел пешком 20 км. Да, сопливых вовремя целуют!

Четверг, 16 апреля.

Просыпаюсь рано, выхожу на крыльцо. Очень легкий ветерок с востока. Прошу Николая отвезти меня на берег. Пьем чай и едем. Дует правда, очень слабо. Velocity раскладываю напротив лога, по которому течет речушка, ветерок тянет как раз оттуда. Повезло поднять с первого раза, на ходу прощаюсь с Николаем, быстро ухожу подальше от горного берега. Получается чуть назад, вверх по Оби, меняю галс. На правом галсе иду почти вдоль русла, очень медленно приближаясь к горному берегу. Ветер неустойчивый, то его хватает, то нет. Когда мало ветра, лавировка превращается в галфвинд, задует — иду бакштагами. Подхожу к ЛЭП-110. Ветра мало, прохожу пешком. После ЛЭП опять «галфвинды» в поисках ветра. Наконец, дунуло и поехали. Покрытие очень сложное. Подморозило лишь к утру, корочка настолько тонка, что проламывается при малейшей закантовке, а разогнаться без серьезной закантовки и работы ручками не получается. Приходится ловчить: разгоняться на твердых участках, на рыхлом уваливаться, снижая нагрузку на кант. Так продолжается вплоть до Заречного. Прохожу в протоку между группой островов и выскакиваю снова в русло. Здесь уже твердо и есть возможность разогнаться, что и делаю на правом галсе в сторону поселка. Вижу приближающийся буран, делаю поворот, иду навстречу. Мужик машет рукой, машу тоже, приветствую. Буран разворачивается и едет снова за мной, ну, думаю, погоняться решил. Покрытие хорошее, упираюсь, пара махов кайтом, и я полетел. Буран прибавляет ходу, идет с наветра, чуть позади, опять машет, машу и я в ответ. Достает что-то из-за пазухи. Фотоаппарат, похоже. Делаю улыбку, машу ручкой и улетаю. После поселка Обь течет с востока на запад около 10 км. Прохожу этот участок на одном галсе и на приличной скорости. Вот тут-то Velocity и показал весь свой напор! Как он оправдывает свое название! Скорость до 45км/ч, а ведь дует-то не более 4 м/с! Прицеп летает на кочках, беспокоюсь за него, печальный прошлогодний опыт в памяти отпечатался надолго. Экспериментирую со скоростью и лавировочными углами. Не знаю, как лучше: на скорости хорошо буерит, бакштаги очень пологие, экономится время и пройденный путь. Но прицеп летает и кувыркается, страшно за него. Перестаю упираться, скорость падает, лавировочный угол увеличивается, что опять плохо: общий путь увеличивается, да и у крыла появляется тенденция к срыву. Вдруг внезапно ветер стихает. Не за препятствием, а так, на ровном месте. Кайт беспомощно падает и завязывается в узел. Пытаюсь определить, откуда дует — ниоткуда! Жду несколько минут, ветер, набравшись сил, задул как ни в чем не бывало, с той же силой, и тем же направлением. Появилась надежда увидеть Октябрьское уже сегодня. Пока ждал ветер, решил позвонить в Заречный, поблагодарить за помощь и поддержку, извиниться, что не заехал в гости. В ответ возмущение: «А что же не остановился, я ведь махал тебе?» «Так,- говорю,- мужик ручкой помахал, — и я в ответ. Даже и мысли не было». «Ну, говорит, я же телефон доставал, показывал». «А я,- говорю,- думал, что это фотоаппарат был. Мало ли кто пофотографировать захотел?» Ну, короче, пришлось извиняться еще и за приторможенность.
Вот наконец, миновал Большой Атлым, последний поселок перед Октябрьским, еще 40 км, и программа на сегодня выполнена. Организм просит дозаправки, дозаправка в воздухе не предусмотрена конструкцией, и надо думать, где остановиться. Дует весело, небо затянуто, солнце едва просвечивает и наст до сих пор хорош. Подхожу к Октябрьскому и тут появляется дерзкая мысль. Пройти Октябрьское ходом? Андра, Шеркалы? А если зубы стиснуть, Перегребное? Решено, иду на Андру. На переправе буду обедать, отдохну с полчасика, и дальше. От наполеоновских планов расправились плечи, появилось второе дыхание. Внутренний голос говорит: «Ведь завтра умрешь!» Отвечаю: «Это будет завтра…»
Прошел Октябрьское. Все те же надутые ветром продольные валы, только чуть помягче. Поднимаю кайт повыше, разгружаю ножки. Так-то полегче. Еще немного, и показалась Андра, за ней переправа. По Оби, как мухи, влево-вправо ползут автомобили. Приближаюсь, хочу перелететь ее ходом, как в прошлом году. Прицеливаюсь в бордюр, где поположе и пониже, удачно запрыгиваю на метровую высоту, спрыгиваю на дорогу. Переезжаю первую нитку зимника, запрыгиваю на вторую… а там — вертикальная стена выше метра и айсберги, навороченные бульдозером! Скорость еще не погасил, пытаюсь запрыгнуть на стенку, совсем не думая о братце на веревочке — не допрыгнул. Срываюсь и падаю на спину. Спасибо рюкзаку, спас. А вот пришибленное бедро на такой трюк спасибо не сказало. Шкотик слетел с крюка трапеции, держу ручки в руках. Немного поразмыслив, отпускаю кайт и шестьдесят метров оргазма в свободный полет. Кайт перелетает через третью полосу зимника, благополучно приземляется.

Андра. Переправа.

Андра. Переправа.

В несколько этапов перетаскиваю поклажу, форсируя бордюры один за другим. Иду ловить кайт, расправляю стропы, сажусь кушать. 30 минут отдыха, несколько звонков друзьям, сообщаю о принятом решении идти дальше. Чиню порванный амортизатор на прицепе, при форсировании преград порвало оплетку резинового троса. Надеваю на себя рюкзак, встегиваюсь, поднимаю кайт и … никуда не еду. Вернее еду вдоль переправы, поперек реки. Меняю галс — то же самое, чуть-чуть уваливаясь под ветер, еще пара галсов и кайт падает. Стихло намертво. Звоню в метеоцентр выпросить еще ветра. «Не обольщайся,- говорят,- не будет». Жду, не зная, что делать: идти пешком не хочется. Пошел снег, переходящий в дождь, задул легкий северок. Понятно и ежу – финиш на сегодня. Не убранный кайт мгновенно вымок. Перспектива провести ночь в палатке под дождем не радует. Звоню Саше в Нягань. Предлагаю приехать. На выбор два варианта: либо увезти меня ночевать в Нягань, либо привезти Каберне и ночевать в машине. Саша выбрал первый. На попутке выдвигаюсь навстречу. Жду на трассе Нягань-Приобье с лыжами, в шлеме, трапеции, в горнолыжных ботинках на ногах. Остановился автомобиль: «Что, путешествуешь?» «Да,- говорю». «Автостопом?»- от такого вопроса чуть не замкнуло. Ну, шлем понятно, чтоб башку монтировкой не проломили, а лыжи-то нафиг?

Народ едет мимо, кто крутит головами, кто бибикает зачем-то. Вот скорая, на бортах 03. Беспокоюсь, как бы не свезли в желтый дом. Подъезжает Саша, достает фотоаппарат. Выхожу на проезжую часть, обуваю лыжи, стою, позирую. Стыдливость как рукой сняло. Как в том анекдоте? Граждане, я иду #######!

Стою на асфальте в лыжи обутый…

Стою на асфальте в лыжи обутый…

P.S. Живот не настоящий. Там GPS, батарейка, телефон, бутылка с водой

Еще полчаса, и мы в Нягани. Магазин, пара бутылок приличного вина. Празднуем мой день рожденья. Завтра нельзя, Страстная пятница.
Итоги дня: По GPS пройдено 112 км, по руслу Оби – 85 км, 200 метров пешком под ЛЭП.

Пятница, 17 апреля.

С раннего утра принимаю поздравления. Денюха. На улице снег, дует север, тепло. Подмерзнуть обещает только ночью. Ну, в общем, ленюсь выходить из дома. Пользуясь случаем, просушиваю все вещи, собираю и упаковываю барахлишко. Из санок идет легкий запах лимона, все вещи покрыты какой-то пылью. Пытаюсь найти источник, оказалось, открылась лежащая в чайнике упаковка с таблетками Nuun, все таблетки превратились в пыль, пыль просочилась через носик и крышку. Да, хорошая кофемолка из моих санок вышла! Выложил часть продуктов, баллон газа, некоторые вещи. Вместо них взял запасные новые санки «Обойди мир». Самодельные уже основательно поистрепались. Насколько их хватит, не знаю.

Суббота, 18 апреля.

Рано утром встаем, завтракаем, выезжаем. К 9-00 уже на переправе. Что-то не дует совсем. Раскладываю Velocity, стропы. Прощаюсь с Сашей и еду … вдоль переправы. Меняю галс, пытаюсь разогнаться — опять вдоль переправы. Возвращаюсь на следующем галсе назад, к Саше. Он, показывая в другую сторону, говорит: «Салехард там, ты не перепутал?» Оставляю кайт на снегу. Едем в Андру за соком и пряниками. На пятом прянике немного задуло. Бросаю есть-пить, снова поднимаю кайт – ну вот, поехал.

Андра. Опять не дует.

Андра. Опять не дует.

На слабом ветре, останавливаясь время от времени, дохожу до последней ЛЭП через Обь. Дует не сильно, но ровненько. Прицеливаюсь так, чтобы пройти ЛЭП под горным берегом. Очень тяжело определить визуально расстояние, немного не рассчитал, вижу, что иду в берег, не успев пересечь ЛЭП. Прямо под ЛЭП делаю поворот, кайт разворачиваю почти на месте, хорошенько загрузив кант. Удалось. Дует очень скромно, а после ЛЭП просто никак. Езжу в галфвинд, ожидая пока не задует, но все же, с каждым галсом потихоньку удаляюсь от ЛЭП. Перед поселком Шеркалы задуло веселее. Жесткого наста, а тем более, голого льда в этих местах не встречается. В самом конце марта прошли обильные снегопады, и снег еще не слежался. Чем дальше на север, тем толще и рыхлее слой снега. Вот и Шеркалы, за ним остров Шеркальский. У рыбака спрашиваю, какой стороной лучше обойти. Говорит: «Лучше слева, так прямее». Еду слева. Вот Язовка, на которой в прошлом году выключился ветер. На этот раз повезло, — проскочил остров. С каждым километром дорога становится все хуже и хуже – продавливается снег, начинается подлип. Правда, и ветра чуть прибавляется. Поднимаю кайт вверх, разгружаюсь. Так дохожу до Перегребного. Можно бы и проскочить мимо, но как не повидать старых друзей? Звоню Ивану Анатольевичу, напрашиваюсь в гости. Спрашиваю, где лучше выйти на берег. Договариваемся встретиться у причала, подъезжаю, сматываю стропы. Звонит Иван и говорит: «Все перемело, мне сюда не проехать. Давай к переправе». Снова разматываю стропы, еще пара километров, и все на сегодня.

Итоги дня: По GPS пройдено 108 км, по руслу Оби – 70, ни метра пешком. Очень много крутых бакштагов из-за слабого ветра.

Воскресенье, 19 апреля. Пасха.

Встаем рано. По прогнозу, свежий ветер южных направлений. Смотрю в окно, качается все, кроме домов. Едем на берег, поднялась пурга. Мыс, который еще вчера показывал Иван как ориентир на Малую Обь, скрылся из виду. С трудом понимаю, как я буду ехать в этом молоке? Нижняя Тундра слилась с Верхней Тундрой и пылинка, возомнившая себя осознанно путешествующей в этом вихре, начала свое движение. Хорошо, недолгое. Через минуту полета оборвался амортизатор у санок. Несет. Кое-как останавливаюсь, ищу глазами санки, не вижу – одна белая мгла. Поворачиваю назад, — вот они. Проскакиваю, не успев погасить скорость. Снова теряю их из вида. Раза с пятого удается остановиться возле санок. Но посадить купол в такой ветер не получается совсем. Отстегивается лыжа, кайт выдергивает в небо. Взлетаю, падаю снова и снова. Подтянуть к себе стропы управления просто не хватает сил. Дергаю аварийный отцеп. Кайт летает в воздухе, тащит по ветру, но можно, упираясь в снег, остановиться. Пытаюсь осмыслить случившееся. А что тут осмысливать? Дурак! Сматываю удочки, пешком иду назад. Звоню в метео, прошу убавить ветер. «Нет,- говорят,- дуть будет весь день, порывы до 18 м/с.» Налетевший циклон оказался на удивление обширным. Одинаковая погода наблюдалась на всей территории ХМАО. Уже по приезду в Урай, просмотрел архивы по ветру, получаемые с нашего стационарно установленного ультразвукового анемометра. И что же? Зарегистрированы порывы до 28 м/с! Удачный день для суицида!

Итоги дня: Проехал пару километров туда-сюда, добавил свежих синяков.

Понедельник, 20 апреля.

Пробурогозив весь день и всю ночь как пьяный дебошир, ветер, наконец, начал успокаиваться. С утра дуло около 5-6 м/с, видимость отличная. В путь тронулся на Xtazy. Вот тут-то, протрезвев умом, я понял, какую ошибку совершил вчера. Поверхность реки вся в торосах, кочках, ямах. Как будто после артподготовки. Ехать по такой дороге быстрее, чем 20 км/ч нельзя. Враз можно убить колени и санки. Но при вчерашнем ветре с зонтиком, и то быстрее бы получилось. Все же нужен штормовой кайт, маленький-прималенький. Мороза ночью не было, наст едва держит. После каждого прыжка на кочке проламывается. Ехать надо осторожно, перенося центр тяжести на пятки. Очень неудобно, устают ноги. Вот и малая Обь. Сразу же начинаются протоки, предлагающие варианты: лабиринт Минотавра какой-то. Часто останавливаюсь, спрашиваю у навигатора куда идти. Никаких следов человека, живность тоже не встречается, разве что пара орланов-белохвостов, вылетев прям из Красной Книги, поплелась лениво через пойму на горную Обь. Часам к десяти, пригретая солнышком дорога, начинает строить капканы: то и дело лыжи проваливаются. Выход один – в заднюю стойку, пока носки лыж не вынырнут из-под снега. К одиннадцати это уже входит в систему, а к двенадцати – на каждый километр пути лыжи ныряют глубоко в снег, отстегивается крепление и начинаются раскопки. Хорошо, если удается остановиться рядом. А когда санки загладят место «затопления», лыжу приходится искать довольно долго. Чтобы как-то исправить ситуацию, Xtazy меняю на Velocity. Поднимаю его повыше в небо, чтоб не проваливаться в наст. Некоторое время работает, но, наконец, и это не спасает. Последние 15 км пути занимают в два раза больше времени, чем первые 80. Вот вам и планирование путешествия! Терпение на исходе, последняя капля – отстегнувшаяся лыжа, кайтлуп, слетевший шкот, больно выстреливший по большому пальцу, и, как выяснилось потом, порванные три купольные стропки. Палец, как после удара молотком, толкаю его в снег – шипит. Измучавшись в конец, решаю закончить на сегодня, ставить палатку. Пытаюсь звонить в ЦУП, передать координаты. Связи нет. Делаю попытки дозвониться через каждый километр – без результата. Иду на берег, думаю, заберусь повыше, появится связь. Плата за выход на сушу – промокшие ботинки, даже лыжи не помогли. На берегу телефон показывает одну «палочку», но связи нет. Лезу на 6 метровый навигационный знак, сажусь на него верхом, достаю телефон. Удалось дозвониться домой, посмотреть прогноз. Предупреждаю, что нахожусь в зоне неуверенной связи, чтоб не беспокоились. Палатку ставлю под знаком, вещи развешиваю сушить прямо на нем. Вытаскиваю внутренники из ботинок, выливаю воду. Внутринники стряхиваю, по капле выжимая из них воду. Смотрю, куда летят брызги. Нехорошо, на палатку. Поворачиваюсь в другую сторону, спиной к реке, и начинаю выжимать воду еще более энергично. Тут пальцы не выдерживают, ботинок улетает прямо в грязь на берегу. Вооружившись двумя палками, как костылями, спешу на выручку. Глина на оттаявшем берегу жирная и липкая, достается всем: и горнолыжному ботинку, и треккинговым ботинкам на ногах, и рукам. Да, есть болезни, которые не лечатся…
Прогноз на текущую ночь -18…-8 градусов. Днем около нуля и северный ветер. Следующие ночи по прогнозу теплые, а это значит, что даже утреннего наста не будет. Места здесь дикие, впереди, по маршруту, на 2 дня хорошего ходу ни одного поселка. Продвигаться на север крайне рискованно, можно попасть в капкан. И из него выход один – вертолет. Снегоходы по такому покрытию уже не могут, лодкам еще рано. Вертолет не по карману. Как не горько осознавать, но это финиш! Можно, конечно, упереться рогом, идти дальше, пока будет везение. Но как только оно закончится, я создам массу проблем своим близким, группе поддержки. В бюджет путешествия эвакуация вертолетом не входила. Принимаю решение уходить с маршрута. К северо-западу, в стороне от Оби, на реке Сев.Сосьва находится поселок Березово, гнездо князя Меньшикова. Обь и Сев.Сосьва соединяются протокой Вайсова. Расстояние от места ночевки до Березово по руслам рек около 70 км. Если будет наст и ветер — день ходу, если не будет хотя бы одного из двух – страшно загадывать, неделю можно идти. Поужинав, отхожу ко сну. Ночью обещают морозец, ветер на завтра северный. Но после морозов наст должен быть как сталь, и лавировку будет держать. Авось прорвемся? Одеваю на себя две кофты, глухо задраиваюсь в спальник, жду, когда придет Колотун-Бабай. Ночью просыпаюсь, жарко. Растериваю немного спальник, не помогает. Расстегиваю полностью, так попрохладнее.

Итоги дня: Отбитый палец, ремонт Velocity. По GPS пройдено 95 км, по руслу Оби – 80 км, порядком исползал на четвереньках, роя норы в снегу в поисках лыж.

Вторник, 21 апреля.

Вот и рассвет. Обещанного мороза нет. Проверяю сохнущие горнолыжные ботинки – нифига не высохли, но замерзли. Минут десять пытаюсь запихнуть внутренники в оболочку, никак не получается. Сворачиваю лагерь, выхожу на лед. Наледь вдоль берега за ночь так и не застыла, танцую возле воды, опять черпаю в ботинки. Вещи перебрасываю через воду на лед, встаю на лыжи в треккинговых ботинках, вооружившись опять палками-костылями, форсирую реку наледи. Судя по состоянию льда, ночью было -3, не ниже, вместо обещанных -18. Ветерок едва шевелится. Стартую в 6:30 пешком. Наст не держит, ноги то и дело проваливаются в воду. По дороге выламываю торчащую изо льда тычку, ломаю пополам. Получилась пара чудных треккинговых палочек. В опасных местах упираюсь на них, проваливаться стал реже. Час ходу, пройдено 3 км. Ветерок усиливается, впору попробовать на кайте, но ботинки я так и не собрал. Пытаюсь сделать это снова. Руками не получается, помогаю палкой. Упираясь всем весом в пятку внутренника, с риском порвать его, заталкиваю-таки на место. Этой же палкой расправляю изнутри замины. Тоже самое проделываю с другим ботинком. Обуваюсь, часть воды из ботинок переходит в носки, согревается через несколько минут. Более-менее комфортно. Достаю Xtazy, трогаюсь в путь. До протоки Вайсовы напрямую 35 км, до Березово – 45 км, ветер как раз оттуда. Но русло Оби прилично виляет, и по нему до протоки не менее 50 км. Сама протока длиной 18 км. Значит до Березова 70 км. Ветра немного, покрытие все в торосах и кочках, не разгонишься. Еду медленно, максимально остро к ветру. Уже дома, проанализировав трек, удивляюсь чудесным лавировочным характеристикам кайта. Совершенно не напрягаясь, иду многочасовую лавировку, кайт даже при очень порывистом ветре висит в небе как послушный ездовой пес (крылатый, разумеется). В бейдевинд при порывистом ветре идти, конечно, легче, чем в бакштаг, но такого комфорта я, честно говоря, не ожидал. Местами, где позволяет покрытие, разгоняюсь. На кочках и торосах – выигрываю по углу. То и дело из-за облаков предательски выглядывает солнышко. Сегодня мы играем в разных командах, эх, в июле бы его побольше! Уже четвертый час в пути, но никаких следов человека, разве что поднятые на зиму на берега бакены, да то и дело встречающиеся треугольники навигационных знаков. Лишь однажды реку пересек старый след от снегохода, похоже, остался еще с прошлой зимы, да перед самой Вайсовой попалась утоптанная буранья дорога. Сразу успокоился, ведь даже если кончится ветер, этот след выведет наверняка в Березово. За 4,5 часа лавировки добираюсь до протоки Вайсовы. Появляется связь, идут входящие звонки. Объявляю о принятом решении уходить. Володя из Ханты-Мансийска печалится, по-моему, больше меня. Он всем сердцем болел. На «перекрестке» присаживаюсь на пять минут отдохнуть, покушать. С тоской смотрю на Обь, на север. Если упереться, можно дойти сегодня до Устрема, заброшенной деревни. А что дальше? Если рухнет наст, то уже не неделю, больше ползти придется. Я ведь кайтер, не пехота. Нет, отворачиваюсь от искушения, ныряю в Вайсову…

Среднесатыгинский Туман. Дорога – скатерть, дует отлично. А на Оби - Ж##А!

Среднесатыгинский Туман. Дорога – скатерть, дует отлично. А на Оби - Ж##А!

Известно всем, что существует Рай и Ад. Всем кайтерам известно, где кайтовый рай: Гавайи, Маврикий, Венесуэла…, а вот где кайтовый ад, наверняка не знает никто. Так вот, — это протока Вайсова. Узкая, шириной 100-200 метров, с высокими лесистыми берегами, с кочками, торосами и рыхлым, едва держащим лыжи настом, наледью и сумасшедшими турбулентностями, она специально создана для адских мук грешным кайтерам, возомнившим из себя героев-первопроходцев. Местами изумительно ровная и гладкая поверхность, чуть подтаявшая на солнце, говорит: «Это рай». Но не верьте, это вайсовские черти приготовили очередной капкан. Разгоняюсь на этой прелести, кайт влетает в турбулентную зону и падает. Поднять в воздух его никак нельзя: только натягиваешь стропы, а черти толкают его за тобой, так, чтоб всегда было 5 метров сложенных строп. Иногда дразнят, и тянут кайт обратно, натягивая стропы, и только ты готов поднять его в небо, тут же толкают его вперед. И так снова, и снова… Пытаюсь обмануть их, уношу кайт подальше от наветренного берега, но они тут же опутывают им лыжи. Снимаю лыжи, закрепляю ими планку, иду пешком поправлять купол. Вот тут-то срабатывает капкан: идеальная гладь разверзается, и я по колено в наледи. Шаг, другой – не выбраться. Падаю на живот, спешно отползаю. Так на четвереньках, ползу к кайту. Закрепить его нечем, кайт болтает в разные стороны. Вижу, как четыре мерзкие рожи дуют в него, что есть сил с разных сторон. Лежа возле кайта пробиваю кулаком дырки в насте, в дырки засовываю углы купола, прямо в воду, и забиваю мокрым снегом, как пробкой. Грожу кулаком кайту, обещаю оставить его тут навсегда, присмирел на секунду. Тут же на четвереньках, в позе бешеного таракана несусь к планке, цепляю прицеп, рюкзак, лыжи. На встречном порывчике поднимаю купол. Поехали. Мерзким рожам кручу фигу, сделал я их… Они же, черти, новый капкан приготовили, повернули протоку чуть к югу, так что проходить этот участок на курсе бакштаг надо. И тут за дело взялась целая армия мерзких рож. Дуют в кайт со всех сторон, норовят срыв потока учинить, понимают черти в аэродинамике! Но Xtazy, верная лошадка, вывезла и тут. Отступили вроде. Да, Данте не в курсе, видать, был. А то бы еще один круг ада описал…
Наконец, протока стала расширяться, задуло ровнее, из-за поворота показались мачты операторов сотовой связи. Березово, отнако. Перед поселком протока поворачивает к северу, соединяясь с Сев.Сосьвой в трех километрах ниже поселка. Иду в лавировку, время от времени поглядывая на GPS. От поселка меня отделяет пойма, шириной в пару километров, клином уходящая к месту слияния. Хочу срезать путь, пройти через пойму, но берега достаточно круты, высота над рекой – около шести метров. Наконец, нахожу участок поположе, прицеливаюсь, и на скорости вылетаю наверх. Дует здесь много ровнее, видать отстали, рогатые. Еще несколько минут, и Сев.Сосьва. Так же прицеливаюсь в подходящее место и сваливаюсь в русло. Звоню Елисею, местному туристу. Затем пересекаю реку в районе причала, еду по пойме, кайт паркую прямо у асфальтовой дороги. Ну, вот и все! Жду машину. Елисей приехал не сразу, работа. Работа и не дала нам как следует пообщаться, что компенсировали общением с его мамой, Ольгой Александровной. Обсудили все: от проблем преподавания физики и математики в сельской школе, до агротехники выращивания садовой земляники. Женщина оказалась на редкость общительной, имея большой опыт жизни в лесу, она рассказала, какие опасности таит в себе протока Вайсова. Оказывается, даже зимой она имеет хорошее течение, глубины местами достигают двадцати метров, очень тонкий, промытый теплой водой лед. Так что капканов черти наставили куда больше, чем я мог предположить.

Итоги дня: По GPS пройдено 97 км, все в лавировку, за исключением маленького участка протоки. На ветер пройдено — 45км. По руслам Оби, Вайсовы, С.Сосьвы – 70 км, но за Вайсовских чертей надо километров 50 прибавить.

Среда, 22 апреля.

Из Березово в Ханты-Мансийск выполняются регулярные рейсы, час лету на АН-24, и я почти дома, вылет в 14:00. А пока Ольга Александровна пытается меня откормить. Готовит она вкусно, ничего не скажешь, но откормить за долгие годы не получилось ни у родной мамы, ни у жены. Конституция. В аэропорту, уже на посадке, какой-то дядька сует мне пакет в руки, говорит, встретят по прилету. Странно, у меня только зубы свободные, другим пассажирам-то слабо отдать? Смеется, вид у тебя приметный, объяснять встречающему долго не надо. Взлетели, внимательно смотрю на Северную Сосьву, вся под снегом, никаких ручьев. А ведь она впадает в малую Обь в районе Устрема. Может быть, вниз по Сосьве лучший вариант? Но поздно метаться, что сделано, то сделано. На подлете к Ханты-Мансийску снега нет совсем, кругом голые, местами оттаявшие болота, промоины на протоках, Оби, Иртыше. Еще чуть-чуть, и начнется ледоход. Прощаюсь со стюардессой, спасибо, говорю, туда я добирался 11 дней, а обратный путь занял всего час. В аэропорту нас встречают двое. Меня – Володя, пакет – дядька в форме. Пакет, оказывается, адресован в МЧС. Пользуясь случаем, спрашиваю МЧСника: «Спасали бы меня, если бы застрял на Оби в распутицу?» Смеется: «Конечно, спасали бы!» Да, а вот за чей счет, не ответил. Обнимаемся с Володей. У нас есть время выпить кофе до отправления автобуса в Урай. Через 6 часов я уже дома. Вот и все. Да, чуть не забыл. Моя походная алюминиевая ложка лежала дома, как ни в чем не бывало. Подбросили, стыдно стало.

Карта маршрута

Карта маршрута

Разбор полетов.
Кажется, что вторая попытка пройти маршрут от Ханты-Мансийска до Салехарда была более удачной. Действительно, пройдено немало: по руслам рек – 500 км, всего надо было пройти 870 км. Дошел до мест, где ледоход будет еще не скоро. Казалось, есть некоторый запас по времени, а значит и время ждать. Но сколько надо ждать, чтобы рыхлый, неслежавшийся снег, выпавший уж почти месяц назад, превратился, наконец, в твердый наст, пригодный для дальнейшего продвижения? Двухнедельный отпуск почти закончился. Какие нужны морозы, чтоб заморозить под этим «пуховым одеялом» всю воду поверх льда? Если в точке старта условия благоприятны, то во второй части маршрута они совсем другие. Если подстраиваться на благоприятные условия в нижней части Оби, верхнюю придется проходить на веслах. Стартовать в начале марта? Морозы до -40, снегопады. Выпавший снег не утрамбовывается ни на реке, ни на лесистой пойме, это не тундра. Наледь под снегом – это не особенность весеннего сезона, она может появиться когда угодно: в январе, феврале, марте или апреле. В довершении ко всему, узкая и извилистая малая Обь, с отвратительными ветрами. Ширина зимней Оби намного, порой в два-три раза уже, чем обозначенная на картах (для карт – июль месяц, паводок). Ну что за лавировка на 200-метровом русле? К берегам не подойти, турбулентности. Короче, не пойду я больше туда, и не советую никому. Разве что мазохисты могут по достоинству оценить такой маршрут. Флаг им в руки!

О снаряжении.

Кемпинговое снаряжение осталось без изменения. Цельный комбинезон из гортекса, которым я заменил брюки и куртку, очень комфортен при движении, хорошо отводит влагу, не промокает, некуда забиться снегу. Но снимать/надевать его не очень удобно, особенно на снегу. А в общем, очень хорошая вещь. Сублимированные вторые блюда от Mountain House выглядят почти как настоящая домашняя еда, легки в приготовлении, имеют очень прочную упаковку. Но и она не способна противостоять космическим перегрузкам, которые действуют на все, что находится в санках: несколько пакетов протерлись друг об друга. Литиевые батарейки SAFT LS3360 чудесно справлялись с питанием GPS приемника. Ресурс одной батарейки – 8 суток непрерывной работы. Так что за все путешествие я использовал одну батарейку, и то лишь наполовину. Некоторое неудобство доставляют проводочки и висящая на них батарейка. От пары последовательно включенных батарей можно заряжать телефон и наладонник, но поскольку КПД электрохимических процессов перезарядки не высок, это не лучший способ их использования. Лучше подыскать телефон, который мог бы работать от внешнего питания 3В. Тапочки DriZone оказались невостребованными по назначению. Нет таких морозов, чтоб носить пуховые кемпинговые тапочки. Идти в них долго – смерть для ног. Треккинговые ботинки оказались более востребованными. Да, на будущее надо сшить легкие непромокаемые бахилы из силнейлона, проблема с форсированием ручьев будет решена. Самодельные санки, склеенные из ТЗ, оказались намного прочнее купленных в прошлом году «Обойди мир». Если откинуть 100 км, пройденных пешком, где они ехали в обозе и не касались льда, то на их долю выпало 550 км крайне неприятной дороги, полной торосов, колючего наста, кочек, трамплинов, и т.д. Деградировали они постепенно, протираясь в основном, в местах складок. Проклеенная в три слоя носовая часть и вставленная внутрь трубка, к которой передается тяга от веревки, позволяла выдерживать рывки такой силы, при которых «Обойди мир» порвались бы пополам. Думаю, еще на сотню километров, а то и больше, их бы хватило. Запасные «Обойди мир» приняли бы эстафету по факту смерти самодельных. Лыжи. Atomic Beta Race 9.34, купленные в этом году, прекрасно работали на жестком покрытии. Большой радиус поворота в сочетании с небольшой длиной давали устойчивость на курсе и хорошую маневренность. Не было проблем с подошвами ног от вибрации, связанной с многочасовой ездой по кочковатому насту. Конечно, я предусмотрительно вырезал стельки в ботинки из пенополиуретана, засунул их под внутренники. Но, думаю, и прекрасные соревновательные лыжи конца прошлого тысячелетия, потрудились достойно на благо моих подошв и пяток. Однако, попав в зону неслежавшегося снега, я вспомнил про свои широконосые Fischer RX8. Пожалуй, тут бы они пришлись кстати.
Защита. Очень просится защита бедер. Сноубордические шорты не брал, так как они неудобны для длительных путешествий. Придумать бы что-нибудь совмещенное с трапецией. Спать с синяками горе: даже с боку на бок не повернуться.

Теперь о кайтах.

Velocity, выбранный на этот раз, отказался ехать в слабый ветер по подлипу. Вообще, я выбрал его, ориентируясь на прошлогоднюю дорогу: либо лед, либо лужи на льду, либо жесткий наст. И то и другое достаточно скользко. На жестком же насте, да с 60 метровыми стропами — это чистый зверь, находит ветер ниоткуда. Гоночный кайт, — этим все сказано. К несчастью, жесткой дороги было мало. В общем, надо искать другой вариант, может планочники сумеют ездить на длинных стропах? Может быть ParaAvis пошьет Xtazy метров на 12-15? Да, теперь об Xtazy. Пока он на ходу, я более изумительного кайта не встречал. Очень комфортен для езды как на ветер, так и под ветер. Предсказуем, легок в управлении. В турбулентных зонах достаточно потянуть второй триммер, как он тут же успокаивается, то же самое на полных курсах. Купол легкий, легче, чем у Speed2 почти вдвое, что не маловажно для путешествий. Вот только парковать его в сильный ветер сложно. Не хочет он сидеть на месте, норовит взлететь. Опять же, Speed2, для сравнения, стоит припаркованный на задней кромке, как гвоздями прибитый. Возможно, я просто не попривык к нему, времени не было. Ну, а в общем, жизнь он мне облегчил наверное вдвое.

Резюме.

Выбрать время, наиболее подходящее для похода не получится, ввиду большой протяженности маршрута с юга на север. Остается уповать на везение. Многодневный штиль деморализует больше всего. Можно, конечно, уйти в отпуск на месяц, и взять маршрут «измором». Но это не по-кайтерски, за месяц можно и пешком. В общем, не пойду больше туда, что-то поинтереснее надо искать, с более гарантированными ветровыми условиями и покрытием. Наконец, начинает доходить, что травмоопасность выбранного способа передвижения в сочетании с необжитостью районов мало совместима с одиночными путешествиями. Не подумать ли о напарнике (напарнице)? — хотя бы съесть можно.

Благодарности.

Огромное спасибо всем кайтерам, туристам и рыбакам-охотникам Югры, поддержавшим меня, Володе из Ханты-Мансийска и Сургутскому кайт-клубу «Скай», оказавшим организационную поддержку.

Спасибо компании Paraavis за предоставленную матчасть.

Автор: Сергей Прощенко, апрель, 2009

Добавить комментарий