Сноукайтинг — довольно молодой вид спорта. Правила соревнований, разделение по классам и дисциплинам и прочее в нём еще только формируются и во многом чисто эмпирическим путем. Помогают ближайшие взрослые «родственники» — парусный и парапланерный спорт, где можно подсматривать общие тенденции развития и разделения по классам.
Разделение на классы в спортивном гоночном зимнем кайтинге тоже уже назрело давно. Причина в том, что на данный момент в сноукайтинге разные по физическим параметрам люди соревнуются между собой на абсолютно разном оборудовании. В предложенном материале систематизируются причины необходимости введения нового класса и даётся примерный вариант его реализции.
Положение дел на сегодня.
На сегодня соревнования по то-ли сноукайтингу, а то-ли сноукайтселингу — это непонятный конкурс, в котором однозначно победа достаётся за счёт обладания передовой матчастью и неоднозначно – согласно натренированным умениям и воле к победе. Также ныне особенностью (или даже дефектом) соревнований является не поиск ветра, а борьба с его передозом.
Для начала посмотрим, кто, как и с кем соревнуется в этом виде программы.
Сейчас на соревнованиях флот состоит из многочисленных «меньшинств», составляющих искусственное разношёрстное целое.
Пилоты топ-уровня. Обязательно имеют самые передовые кайты и кайты наибольших размеров (от 16-ти м2). Реально обладают волей к победе, тренируются регулярно, гоняют отлично в сильный ветер. Таких человек аж…20 на всю Россию. На большинстве соревнований их обычно человек пять. В гонках только между ними разыгрываются призы и медали. Участие остальных «подгрупп» – зачастую лишь фон для этого действа. Так как эти люди мотивированы на победу любой ценой, то не жалеют финансовых вливаний на самую новейшую и быстроходную матчасть. Например, лыжи СпидСки, кайты от 16 м2.
Пилоты понт-уровня. Начинающие амбиционные гонщики, имеющие достаточные возможности и желание гонять быстрее других, но за счёт лучшей матчасти. Оборудование – то же, что и в п.1. Умения – значительно ниже. Количество их – примерно то же, что и населения из п.1., Автоматически за счёт матчасти выступают лучше остальных ста участников на простеньком оборудовании. Заняв неплохое место в слабые ветра на своих огромных площадях среди первой 10-ки, очень радуются.
Крепкие середняки. Бывшие призёры соревнований или в прошлом просто хорошие гонщики, не имеющие кайтов из п.1 и п.2. Сейчас выступают посредственно, причём только из-за несоответствия матчасти требованиям данных «правил» соревнований. С течением времени эта группа уменьшается ввиду потери интереса к участию в неравной борьбе. Имеют шанс попасть на верх таблицы в сильные ветра. Их примерно столько, сколько п.1+п.2.
Новички. «Новые» гонщики, приобретшие первый более-менее приличный кайт, позволяющий сносно передвигаться. В тайне мечтают, но ни при каких условиях не могут претендовать на победу. Пополняют или п.2, или п.3, или уходят в п.5., или вообще покидают тему соревнований. Численность – ориентировочно, как и п.3.
Массовка-тусовка. Посещают старты или из-за хорошей компании, или для поддержания физической формы, или просто дома кататься надоело. Не имеют чемпионских амбиций, так как им даже потенциально далеко до побед, как по матчасти, так и по спортивной форме. Таких примерно столько, как всех перечисленных вместе взятых.
Ожидаемые и неожиданные выводы.
Вывод 1. При современных правилах выбор матчасти оказывается порой самым решающим фактором в победе. Вернее, так: наличие лучших кайтов – необходимое (правда, не достаточное) условие победы.
Вывод 2. Стоит обратить внимание, что в реальную общую честную борьбу все эти части флота вступают лишь в достаточно сильные ветра, когда примерно уравниваются возможности матчасти. Тогда и наблюдаем попадания в первые строчки вроде как бы «случайных» людей из п.п.3-4. В большинстве же случаев получается, что участники часто играют каждый в свою игру. Смешно, но некоторые стараются сбросить лишний ветер, а некоторые – в то же время и в том же месте этот ветер найти.
Вывод 3. Стоит ли затевать какое-нибудь соревнование под эгидой ВФПС, если реально соревнующихся там – 10 человек? И равен ли титул Чемпиона России (например) пусть на самом деле лучшему, но из… 10-ти гонщиков, участвующих в равной борьбе? Ввиду немногочисленности этой группы, победа (или во всяком случае, высокое почётное место) всегда весьма близка и даже почти гарантирована. Например, можно с большой долей вероятности выполнить норматив МС (войти в первую 5-ку) или КМС (в 10-ку) на ЧР. Сравните эту лёгкость результата с приличным местом в каком-нибудь традиционных лыжных гонках или попробуйте сделать КМС или МС по велогонкам, лыжам и т.п. И поймите весьма циничное отношение к нашему прекрасному спорту «классиков».
Вообще, тех ли выводов мы хотим добиться, развивая (в том числе путём проведения соревнований) наш молодой, но такой замечательный вид спорта – зимний гоночный кайтинг? Что мы вкладываем в понятие «Чемпион», в понятие «спорткайтинг»,…? Чему при этом учимся, что тренируем?
Всё больше кайтеров задаёт себе эти вопросы.
Для предварительного раскрытия темы можно последовательно пробежаться по всем возможным предлагаемым вариантам более «правильных правил» классов гоночного кайтинга.
Предлагаемые варианты дивизионов и их недостатки.
Класс любители – класс профессионалы.
Несмотря на то, что это реальная попытка преодолеть несправедливость, этот вариант — самое нелепое и искусственное разделение. Призванное в первую очередь якобы привлечь в ряды соревнующихся новые лица. Во-первых, это разделение не вернёт когда-то блиставших в кайтинге ведущих гонщиков, ныне не конкурентоспособных ввиду отсутствия возможностей использования самой современной матчасти. Но самое главное — абсолютно нелепо проводить вместо одного — два по сути одинаково неадекватных по отношению к принципу равной спортивной борьбы «конкурса самых лучших и дорогих крыльев».
Так называемый «класс 8».
Казалось бы на первый взгляд, что заставляя всех участников выступать практически на одинаковых куполах, этот вариант позволяет находиться всем в равных условиях. Но это далеко не так. Во-первых, разрешается использование 2-го купола при сильных ветрах. А значит, в этом случае неоспоримое преимущество будут иметь спортсмены, имеющие оптимально меньший купол. А ведь не у каждого он есть, этот второй вариант кайта. Во-вторых, то тяжёлые, то лёгкие спортсмены, выступая на одной площади, будут иметь преимущество в разный по силе ветер, а следовательно – в разные моменты времени. Такое переходящее преимущество вовсе не однозначно зависит от их реальных умений и навыков. И довод о том, что в целом за несколько гонок (или соревнований) это преимущество нивелируется, мягко говоря, не очень верен. Ведь задачей настоящего спорта является выявление истинно сильнейшего спортсмена именно на данный момент. К тому же не все посещают совместно одинаковое количество стартов за сезон.
Монотип.
Если в одном размере – то см. п.2. В разных размерах – ближе к истине. Но всё равно встаёт неразрешимый вопрос о подходящем монотипе и договорённости между производителями об использовании чьих-то лекал. А глобально — не даёт возможности развиваться российскому кайтостроению, ограничивая его рамки тупым копированием.
Вывод. На данный момент ни один из предложенных вариантов не имеет права на жизнь. Тупик? Рассмотрим ещё одно предложение.
Предлагаемый автором вариант.
Составляем условия задачи.
Увеличить общую массовость участников. То есть больше заинтересовать участников каждой перечисленной группы в гонках.
Не потерять топ-пилотов. Вернее, необходимо сделать так, чтобы эти наши лучшие не растеряли свои навыки быстрейшего кайтинга в мире, а наоборот, участвуя в новом «классе», тренировались для побед в международных соревнованиях.
Увеличить заинтересованность российских производителей в конструировании ещё более совершенных кайтов за более разумную цену.
Привлекать совершенно новых кайтеров, незаметно и последовательно превращая их в гонщиков.
Решаем задачу. Начнём издалека.
В сложившихся условиях борьбы нынешних соревнований амбициозные спортсмены всячески наращивают свое силовое преимущество – несут кайты заведомо больших размеров – чтобы ветра всегда было с избытком, а тяга — на грани срыва лыж с курса – ведь собственный вес и сила ног это позволяют. Современные профили и использование триммера на большом крыле разрешает им не обращать особого внимания на временные усиления/ослабления ветра и работать в большом диапазоне ветров. Таким образом, владельцы этих суперкайтов могут обеспечить себе постоянную слегка избыточную тягу почти при любом ветре.
Вот и назовём (условно) такой наш современный кайтинг «силовым».
Посмотрим, чем занимается другая (гораздо большая) категория гонщиков, которая не может себе позволить по разным причинам идти под «передозным» кайтом. Они применяют кайты относительно меньшего размера, что ставит их, тоже почти всегда, но уже в условия дефицита ветра. Чтобы, хоть как-то подравнять свои шансы с «силовиками» в слабые и умеренные ветра, они больше внимания уделяют тактической борьбе. Анализируют особенности местности, выискивают зоны усиления, ветровые коридоры, добиваются оптимального наката, чёткого пампинга и т.п.
Одновременно совершенствуя свои навыки, и те и другие попадают тем не менее в парадоксальную ситуацию – соревнуются между собой в разных условиях (и даже ставят порой прямо противоположные задачи), что, как мы знаем, настоящий спорт не приемлет.
Вообще, стоит задуматься, что современные лидеры российского кайт-движения (совместно с производителями и дилерами супердорогих больших крыльев) пытаются убедить всех нас, что единственный вектор развития спортивного кайтинга смотрит на ноги. Короткие гонки, максимальные нагрузки и, как следствие, минимум изменений ветра, известные места усилений-ослаблений, наезженные места смены галсов,… Тактическая составляющая присутствует, но только в плане выиграть старт, поджать-отжать соперника, а вовсе не использовать изменения ветра или особенности ландшафта, что так сильно пригождается в дальних марафонах и экспедициях под любым парусом.
Подумаем, что по всей видимости, такой вариант спортивного кайтинга не единственен. Ведь спортивный кайтинг вполне может уйти и в более «умный» спорт, где на длинных дистанциях идут интересные поиски нужного ветра при ограниченной технической оснащённости. Но сейчас речь не о длинах дистанции…
Итак, нам надо найти условия, при которых все гонщики решали бы в один и тот же момент практически одинаковые задачи и имели бы практически равные возможности. Причём идеальное соревнование включало бы и силовую, и тактическую составляющую.
Это возможно только лишь при:
- Кайтинге одного размера (1 кайт на 1-го пилота в рамках соревнований, без возможности замены).
- Введения ограничений максимальных размеров кайтов (для увеличения доли тактической составляющей в гонках).
- Введения весовых категорий и, соответственно, пропорциональных площадей используемых разными гонщиками кайтов. Например — пропорционально квадрату размаха. То есть «8 м кв» — для 80 кг, «8.5 м кв» – для 100кг, 7.5м.кв – для 70-ти кг и т.п. Этот пункт надо отдать на разработку и доработку конструкторам и «совету топ-пилотов».
- Ограничения длины снаряда скольжения. Примерно 215-220 см.
- Ограничения длины строп. Примерно 25 м.
Наверное, надо ещё и изменить допустимый ветровой порог. Ввиду того, что пока никакой кайт не даст безопасного диапазона использования 3-15 м\с. Но, скажем, сделать 2-12 м\с – вполне реально.
Пояснения. Кайтинг одного размера.
Смысл спортивных состязаний – выявить сильнейшего среди равных. Для этого всячески уравнивают технические возможности, вводят весовые категории, увеличивают количество дисциплин и классов внутри каждого вида спорта.
В нашем случае вполне достаточно четко разделить спортсменов по весовым категориям и тяговому вооружению с их единственным крылом.
Навязчивой мечтой любого кайтера является обладание единственным кайтом на все случаи жизни. Чтобы просто развернул – и поехал. В любой ветер и на любое расстояние с любой скоростью. Значит, подобный девиз нового класса – один кайт на все ветра — заложен в нас изначально, как наиболее логичный. Каждый новый кайтер интуитивно для себя открывает эту простую формулу. Ведь покупая первый кайт, начинающий пытается приобрести единственное крыло исходя из своего веса и наиболее универсальное под всякий ветер.
Идём дальше. Тайной мечтой каждого гонщика является то же самое – использование лишь одного кайта для всех гонок. И конструкторы современных кайтов уже значительно приблизили нас к этой цели. Вспомним. В эпоху ручечных кайтов их приходилось таскать в огромных рюкзаках по 5-8 шт на каждые соревнования. Под каждый ветер – свой размер, примерно через каждый 1-2 м2 площади. От 3м2 до 12м2. Сейчас даже самым продвинутым гонщикам для отличного выступления достаточно иметь примерно 3 кайта.
Но так как умение достать новый кайт из рюкзака при прогнозе на усиление (ослабление) ветра вряд ли можно отнести к настоящим умениям тренированного кайтера, то необходимо эту возможность просто исключить.
Вдумайтесь, есть очень простой (и единственный!) способ примерно уравнять шансы во всех гонках для тяжёлых и лёгких спортсменов. Это выступление на единственном куполе! Примерно пропорциональных площадей по нагрузке на крыло. Таким образом, в любой момент времени в любой ветер ВСЕ пилоты будут находиться в равных условиях и решать одни и те же задачи. Всех одинаково будет дозить, или все они одновременно будут искать ветер.
Тогда как при любых других раскладах (оупен класс и другие, или класс «8» с возможностью использовать меньшие площади) каждый гонщик играет в свою игру и оценить их способности друг относительно друга абсолютно невозможно.
Итак, новый истинно спортивный (и одновременно народный) кайтинг может быть основан только на применении одного кайта каждым участником. Возможно, на данный момент не весь ветровой диапазон закрывается одним крылом. Значит, временно можно несколько уменьшить ветровой максимум. Примерно до 12 м/с терпит пилот весом 70 кг на Джокере-4. Но одновременно и уменьшить минимум. До 2-х м/с (Джокер-4 с тем же пилотом уже уверенно едет при таком низовом ветре). Так как площади кайтов будут больше для крупных спортсменов, то эти показатели и для них останутся в тех же пределах.
На сегодня же говорится, что в одних гонках преимущество имеют тяжёлые спортсмены, а в других – лёгкие. А в среднем за сезон в пределе измерений – типа общая ничья. Но этот принцип абсолютно не гармонирует с принципом честной спортивной борьбы в каждый момент времени.
Важное примечание. Спортсмены могут выступать и на меньших размерах. Но вся фишка в том, что заявляться на соревнования они должны будут не позже, чем до наступления прогноза погоды (за месяц, например, до стартов). Или сразу декларировать свой единственный кайт на весь сезон. Такая практика с недавних пор есть, к примеру, в парапланерном спорте.
В итоге посмотрим, как решилась наша задача по пунктам.
Общая массовость явно увеличится. Главным образом, за счёт подгрупп 3-5. А это – самая большая часть участников.
Настоящие чемпионы будут чувствовать себя настоящими Чемпионами. Ведь они будут лучшими среди всех, а не среди 10-ти гонщиков. Ведь каждому нормальному человеку совесть где-то внутри подсказывает, за счёт чего он побеждает на данный момент. Тренировки с недостатком ветра дадут эффект в тактической подготовке. Тренировки с менее гоночным снарядом в сильный ветер позволят испытать ещё больший передоз в галфвинде, а значит – даже и подкачать ноги.
Наши производители в рамках формулы найдут применение своим конструкторским фантазиям. Этот же класс будет и сам по себе представлять – самый большой сегмент, и эти же универсальные кайты будут брать не гонщики. В рамках «формулы» будет присутствовать постоянная конкуренция за меньшую цену и лучшие показатели., что является дополнительным бонусом для потребителей-гонщиков.
Любой вменяемо катающийся обладатель «народного» кайта сможет без труда участвовать в любых соревнованиях.
Вывод. Задача решена в общем виде.
Недостатки. Исключения.
Группа № 2 будет несколько обижена. Но и то не вся. Кто-то безусловно затеряется среди техничных гонщиков, но некоторые, продолжая тренироваться и не теряя мотивации, вполне смогут пробиться в лучшие.
Гонщики должны будут на протяжении гоночного сезона следить за своим весом. Но в каком спорте (кроме шахмат) это не так? И считать ли это недостатком?
Усложнение процедуры регистрации на соревнования. Однако современный процесс взвешивания не требует отдельного судьи-контролёра на весах. Достаточно самому уметь распознавать цифры на табло.
Необходимость некоторого времени на «утряску» самой формулы. Но это возможно сделать в кратчайшие сроки. Физик физика поймёт. Сейчас главное – сойтись в религии…
Так как (в первые годы) придётся немного снизить максимальный ветровой диапазон, с 15-ти до 12 м/с примерно, мы можем потерять пару стартов в сезон. Зато, убавив минимум, с 3-х до 2-х м/с (а эта ситуация встречается гораздо чаще), мы наверстаем сполна упущенное.
Дополнительные плюсы.
Существующие самые распространённые модели кайтов можно взять за точку отсчёта. Например, для пилотов до 70 кг подойдёт Джокер-11. Таким образом, эти удачные крылья будут востребованы и в дальнейшем. Очень многочисленные крылья Спид-2-12 и Спид-3-12 тоже пока не сойдут с арены борьбы, а будут использованы гонщиками соответствующего веса (до 80-ти кг). В размере 15 м2 они подойдут пацанам до 100-ни кг. Невостребованными в этой формуле окажутся только 19-е и 21-е размеры.
Лишь предложенная формула народного класса даёт практически равные возможности каждому гонщику независимо от его массы в каждый момент времени. Позволяет конструкторам творить в рамках спроса основной целевой аудитории. Позволяет пользователю иметь только один кайт, то есть не нести дополнительных расходов в случае желания поучаствовать в соревнованиях.
Одновременно, опыт участия в народном классе «формула 7-9» и тактически-гимнастические тренировки на небольших куполах в слабый ветер будут бесценным приобретением для гонщиков, планирующих дальнейшее выступление в оупене. Во всяком случае, хорошим дополнением к спортзалу.
Парадоксально, но для нового класса даже лучше, если гонка будет состоять только из одного большого круга (примерно как на ЖМ). Чтобы побеждал тот, кто правильно «прочитал» местность, использовал заходы и отходы ветра, следил за продвижением соперников по другим траекториям.
Необходимо также и легализировать коньковый ход, как один из инструментов владения кайтом. Всё равно, так или иначе, им пользуются повсеместно. Без него порой невозможно удержать кайт в воздухе в слабейший ветер или затруднительно поднять крыло. Пусть же он будет разрешён с кайтом в расправленном положении (включая и его волочение).
Надеюсь, я сумел аргументировать необходимость нового класса в кайтинге, осталось сделать ещё шаг – консолидироваться и прописать его «формулу» в деталях. Конечно, здесь должны будут сойтись интересы разных групп людей — гонщиков, покупателей, производителей,… Для начала вполне достаточно будет ввести всего 2 размера, к примеру, 11 и 13 м2. Для гонщиков условно лёгких, до 85 кг и тяжёлых, вплоть до неограниченной массы. Вызовет интерес подобное нововведение, увеличит число соревнующихся – надо постепенно двигаться дальше, к более точной формуле.
Наверно это не просто, но важно иметь правильный импульс. Мы находимся ещё в самом начале пути большого кайтинга. И, соответственно, сами можем начать формировать его историю, правила, делающие его многогранным и интересным!
[box bg=»#faf4d6″ color=»#000″]
PS. Только что закончились традиционные соревнования «Жигулёвское Море -2012». Лучшие соревнования в России как по формату, так и по организации. В этот раз приехало значительно меньше участников. Виновата, конечно, в основном погода. Но не только низкие температуры были причиной отказа некоторых спортсменов участвовать в культовом мероприятии. Часто (от уральских спортсменов) приходилось слышать и мнения типа: «А что я там буду делать? Обещают слабые ветра, а у меня нет большого кайта. Надоело создавать массовку. Хочется равной борьбы». А в результате – ни одного представителя от Урала. Хотя в прошлые года было больше десятка… В подтверждение всех выводов – закономерный финишный протокол ЖМ, где нет ни одного кайта размером меньше 15м2…
[/box]
Максим Максимов