Поездка во Францию получилось спонтанной, и, впервые за много лет, кайтинг и фрирайд не были основной целью.
Тем не менее, за две недели до поездки поискал информацию о кайт-спотах на юге и западе Франции. Нужно сказать, в рунете информации не столь много. Но, пара старых статей и видео о проводимом ранее этапе PKRA в Лекате (Leucate) настроили на то, что кайтинг в этом путешествии тоже должен случиться.
Техническия инфа: стоимость билетов Екб-Мск-Монпелье + Бордо-Мск-Екб = 14 000 на человека за все сегменты; машина в Budget/Avis Рено Сандеро = 30 тыс руб за 14 дней. В целом, при наличии двух недель отпуска, и удачной покупки недорогих билетов, регион для совмещения кайтинга/природы/достопримечательностей — просто чумовой. О чем и пойдет речь ниже.
К сожалению, взять кайтовое снаряжение с собой не удалось, ввиду ограничения по весу багажа (промо-тариф билетов) и необходимости уместить в дозволенные 15 кг туристическое оборудование. Вся надежда была на то, что поймаем прогноз, и найдём кайты и доски в аренду.
Первый кайт мы увидели ещё из иллюминатора на посадке самолёта в Монпелье, буквально в нескольких сотнях метрах от ВПП.
Взяв арендованную машину, скатались искупаться на местный пляж на косе, неподалёку от аэропорта и заодно посмотреть, где запускаются ребята.
Ветер был не больше 5м/с, в небе увидели только матрасы, под ногами райдеров — гидрофойлы. Никакой горячки по поводу «бежать, искать, катать» не возникло.
Дорожка вдоль берега была очень загружена — пробки выходного дня, и до кайт-спота мы попросту не доехали, так как были ограничены во времени, и должны были доехать в Марсель.
Пляжи Монпелье шикарны для запуска кайта.
Но каталка запрещена в летний период, кроме спец. мест. Искать их лучше всего прямо в гугл-картах.
В целом, Монпелье — удобен для прилета из России, с учетом наличия прямых рейсов. А так же того, что и в самом городе, и на расстоянии 50 км находится несколько главных кайт-спотов южного побережья: Лекат, Валра, Агд, Сет.
В ближайшие дни значительного прогноза не было, и мы уехали в горы Прованса — на восток. По пути из Марселя чекнули один из спотов, с целью узнать условия аренды , и в целом «как дела». Заехали на косу, близ города Йер.
Коса выглядит отлично (флет и т п ништяки), но мы не знали конкретных мест, нам буквально махнули рукой на нее накануне. И, получается, ошиблись, не добравшись до лучших мест южной и западной сторон косы, заехав только на восточную.
Главный минус востока — в летний период там запрещён старт с берега на кайте, народу слишком много. Тебя берут на лодку, отвозят на 500-1000 метров от берега и там запускают. Как происходит процесс накачки и подготовки строп, есть ли там какая-то отмель, и т.п. инфу узнать не удалось, ввиду не самого лучшего английского у парней на станции и их занятости с клиентами, кому покататься на бубликах за катером. Цена аренды кайта совсем не порадовала — минимум три часа аренды за 90 евро.
Так как конечной точкой маршрута было западное побережье Франции, Атлантика, через неделю мы поехали с востока обратно, снова через регион Марсель-Монпелье. Винди нарисовал очень хороший прогноз на один из дней, причем прогноз в самой западной точке (Лекат), был в 2 раза лучше чем в Йере. К слову, и направление было почти противоположным, несмотря на разницу всего в 300 км (С-З в Лекате, и ВЮВ в Йере). Было решено заехать в Лекат, проверить, действительно ли это кайтовая Мекка всего южного побережья?
Реальность превысила наши ожидания и по прогнозу и по выбору места.
Первые кайты и виндсёрфы мы увидели на въезде в город справа. Трафик был приличным , выглядело довольно красиво, не считая неприятного чмека под берегом. К сожалению, не остановились сразу сделать фото, в спешке поехали искать спот на морском берегу и возможность аренды. Фотки уже вечерние, без райдеров.
Город пронизан духом серфинга, на круговом движении в этом году поставили стеллы кайтеру и виндсерферу. Заехали в один из кайт магазинов WeRide за советом, и не ошиблись.
Парни дали карту спотов и полнейший расклад по направлению, аренде, спасалке (дул чистый отжим, а в лужу лезть не хотелось, своих хватает).
В итоге совет был такой — арендуйте на станции Adrenaline (DirectWind), а кататься идите на соседний спот, в 500 метрах левее по берегу станция KSL (Kite Surf Leucate), единственное место со спасалкой в море.
Доехали до Адреналина, это оказался небольшой кайт-магазин и кафе LeBleu, расположенные на «первой береговой линии», но не на самом берегу, как мы привыкли видеть кайтспоты.
Владельцем и магазина и кафе оказался очень приятный и дружелюбный ветробрат — Зину | Zinou.
Ассортимент — от кайтов и стаффа, до пляжных зонтов.
Прайс на стене гласил, что три часа аренды стоит 60 евро за три часа (кайт, доска и трапеция). Кепка KiteTeam и 5 минут душевной беседы обладают магией: уменьшили цену на 30%, увеличили время до безлимита («кафе работает допоздна, я всегда здесь, принесёте стафф, когда накатаетесь»), выдали хрустящий Cabrinha Moto 19-го года , карбоновый Ace 135, топовый мистик из тачки хозяина, короткий гидрач и даже спасик.
Китетайм фарева!
Место шикарное, турыстов почти нет!
В 50 метрах от воды (как оказалось, в ветровой тени), дуло по ощущениям 9-12 м/с. Зину очень странно смотрел, когда я с воодушевлением рассказывал что люблю когда чуть дозит под такой ветер, и что 12-й SS RPM мой рецепт. Пояснил, что он работает на Кабрина. Вежливо предложил 7-ку. Предложил 9ку. Получил два отказа, улыбнулся, сказал «вы же русские, хрен вас поймёшь», и выдал запрошеную 12-ку. Хорошо, что Костя дошёл до воды раньше, и тут же убежал менять кайт — пескоструй, дует 15-18 м/с. Вот и объяснение, что туристов на пляже почти ноль. Вариант катать в отжим без спасалки стал нравится еще меньше. Пошли в KSL под порывы до 20 метров. Почти флет…
KSL — классическая станция на берегу : сушилка-хранилка, опреснялка, душ, спасалка. Работают с F-One.
Поднялся в ЦУП зарегистрировать рейс , и оплатить спасалку.
Кепка и пара добрых слов превратили стоимость пользования спасалкой и душем из неприличных 20 евро в разумные 10.
Малый трафик и возможность бичстарта на отжиме тоже дают позитивный заряд. Самый большой кайт замеченный на пляже — 9. В воздухе — 7.
Зодиаки готовы ловить учеников и отчаянных райдеров, кто не внемлет Завету Чорного — Прыгай под берегом (с) !
Ветер плотный, хоть и дует не с моря, дает возможность повисеть, подумать
Неимоверный позитив чуть-чуть притуплялся покрытием. Как рассказывали ребята в WeRide, дул не нужный здесь северо-запад, а больше СЗЗ, периодически с доворотом на чистый запад. Плюс тучи. Все это грозило не только рваным ветром. Впервые видел такое: дует отжим, но волна идёт вдоль берега под 60 градусов к ветру, в итоге ломается , не имеет никакой структуры и превращается в неприятный чоп буквально уже 30 метрах от берега.
На небольшом кусочке под самым песком, во флетовой зоне парочка локалов мочили мегалупы на 6 и 7 кайтах на 10 метровой высоте и простые перехваты. Их размотки в стиле Дена Топора добавляли теплое ламповое ощущение, что я дома. Если разбудить Сашу — он скажет что это Каинкуль, просто камыши украли.
В целом, место очень понравилось, и по рассказам местных, при правильном ветре, не будет ни рвани, ни такого чопа. Еще бывает серфовый свэл, и прижимные направления ветра.
Zinou — отдельная благодарность и рекомендации, ты крутой чувак и сделал этот день, спасибо тебе!
Кстати, чуть не забыл. В магазине WeRide мы убедились , что именно «тот самый кайтовый» Core делает вот такие штуки, показанные нам приятелем в горах прованса.
Загуглите что на ней делают, и кому не хватает Carver — берите эту убийцу )))
Следующей точкой путешествия был город Аркашон на западном, океанском, побережье.
Кайловый токсикоз был снят в Лекате, поэтому было просто интересно проверить известный в спот на песчаной дюне Duna du Pylat.
Но неожиданно для нас, ещё два спота открылись нам в городе Ля-Рошель (La Rochelle), который мы посещали совсем по другой, «некайтовой» причине. Неудивительно, что там мы встретили ветрозависимых, ведь это главный город Франции по производству парусных лодок, катамаранов и тримаранов. Собственно, за тем и ехали — в NEEL Trimarans.
Вход в производственные цеха, как обычно, по «кепке» и еще девчонок пришлось подключать :)
Кайты увидели к обеду вот здесь: D’Aytre Plage
Запарковались, убедились, что местные отстаивают права кайтеров ))
На входе на пляж увидели, что отстаивают успешно. Действительно — кайт-спот. Зоны входа выхода, информация по безопасности. Даже правила расхождения нарисованы. Крутяк!
Остальные надписи, как нам показалось, адресованы матрасным отдыхающим, мол нехер вам тут делать, итак почти все пляжи Франции с Июня по Октябрь у нас отобрали.
Вышли, не сговариваясь, вкрикнули — Калды !
Широкий песчаный пляж, закрытое, но широкое пространство, безопасное направление — сайдшор слева в берег — учись, сливайся, возвращайся безопасно.
Бодидражить удобно — глубина по пояс несколько метров от берега.
Нужно быть аккуратным с прибрежной полосой, да и в целом сажать кайт — все завалено ракушками.
Ещё одна похожесть — это местная, очень душевная тусовка. Бочком внедрились в нее, и выискивали тех, кто бельмес по-англицки. С учетом того, что возраст катальщиков был между 45 и 75 , таковых оказалось только 3-е )))
Но независимо от знания языков — очень радушные мужики и дамы. Рассказали о других спотах — на островах, неподалёку от города.
Там есть и вейв для кайтсерфинга и тру-серфа, и большие флет зоны.
Кроме того, узнав, что мы остановились в Аркашоне, и хотели бы проверить там спот, предупредили об опасности катания на Дюне, из-за сильнейшего течения между дюной и островом во время прилива и отлива. В общем, ликбез был очень полезный.
50% райдеров уже на фойлах
Распространены и такие девайсы (фотка уже из Аркашона, но впервые увидели именно в Ла-Рошеле)
За полчаса беседы ветер усилился, много народу пошли на твинтипах. Нам посоветовали спросить снарягу в школе на краю пляжа, слева.
Школа работает на свежем Duoton, снаряги там полно, но в аренде отказали — все забито учениками на несколько дней вперед, и в целом, аренду они не практикуют. Я то знаю, что это все потому, что я кепку в машине оставил.
Аркашон оказался не столь кайтовым, как об этом говорил интернет. Конечно из-за того, что мы не уделили должного внимания поездкам на разные споты. Но мы увидели Аркашон парапланерский и серфовый. Дюна — идеальное место для обучения полетам.
Ребята опытнее ходят по краю динамика вдоль всей дюны. Новички бегают по дюне вверх-вниз, падать мягко ))
Кайты, которые заметили, запускались с каких-то куцых пляжиков выше Дюны по ветру.
Вечером мы выбрались в такое место, где под прижимной можно делать что угодно на кайте — фойл, твинтип, или кайтсерф. Пара местных ребят сидели на лайнапе.
А еще, в таком месте хорошо не делать ничего. Просто слушать себя и океан.