Слабый ветер — не приговор!

Как известно, ветер для кайтера может создавать три основных проблемы — то он слишком сильный, то порывистый, турбулентный, то слишком слабый.
Предметом этой статьи является рассмотрение поведения кайтера в предельно слабые ветра. Причем, спортсмен среднего уровня, учитывая наши рекомендации, сможет с помощью меньшего (в разумных пределах, конечно) кайта прилично катиться в слабый ветер, лишь ненамного отставая от лидеров на больших куполах, а в предельно слабый, возможно, даже и победить некоторых из них. Потому, что в подготовке гонщиков высокого уровня обычно используются лишь тренировки на грани возможностей при сильном ветре и с кайтом заведомо большим для данных условий (обычно — на котором передозит в галфвинд).

Для обыкновенных же катальщиков и для туристов-путешественников гораздо большее значение имеет способность передвигаться с недостатком тяги, но с приемлемой скоростью. Это диктуется прежде всего повышенными требованиями безопасности.

Так как же всё-таки двигаться при глобальном недостатке ветра? (Оговоримся, советы могут быть даны только для лыжников, так как бордеры, к сожалению, вынуждены всегда встать на отдых как раз в том месте, где ветер почти стих.)
Здесь надо рассмотреть 2 случая.
1. Вы взяли слишком маленький размер кайта на данный ветер. Ветер при этом далеко не нулевой.
2. Ветер слабый по абсолютному значению и стремится к нулю.

Для первого случая основные движения кайтера для ручечных кайтов (а для планки еще проще) давно расписаны Ромой Любимцевым в статье «Спортивный кайтинг для всех». А вот во втором случае, когда ветра почти нет, многие, даже опытные гонщики, иногда позволяют себе прекратить движение, считая его невозможным. А зря.

Прежде всего, предъявим к оборудованию (кайт, лыжи) дополнительные требования:

-Лыжи.

Они должны быть обязательно подготовлены, то есть хорошо смазаны. Сила трения при слабых ветрах играет определяющую роль в скорости. Ещё желательно, чтобы они были полегче, чтобы лыжник, не сильно напрягаясь при этом, мог немного подрабатывать коньковым ходом. Для пухлого снега выбранные лыжи должны иметь максимальную площадь скользящей поверхности.

— Кайт.

Главное — кайт должен уметь висеть практически в нулевой ветер, примерно от 1 м/с. К счастью, многие современные и парафойлы и клапанники это могут. Но зато баллонники вычёркиваем сразу.

У кайта должен быть лёгкий старт. Наиболее быстрый рестарт тоже не помешает, а он чуть лучше у клапанных кайтов. Но если кайт лежит на земле долго, парафойлы на таком затянувшемся старте выигрывают — быстрее и с меньшей прокачкой наполняются.

Размер кайта имеет значение. В слабые ветра большие размеры предпочтительнее, это понятно. Но в «суперслабые» — большие площади гораздо хуже рулятся, тяжелее стартуют. Для наполнения огромного кайта в слабый ветер его надо тянуть на себя гораздо дольше, иногда размаха рук и скорости заднего хода не хватает.

Настройка кайта. Чем больше тянешь планку и ослабляешь триммер, тем больше подъемная сила, это знают все. Но в супер-слабый ветер гораздо более важна достаточная скорость кайта. От скорости подъёмная сила зависит в квадрате, как мы помним. А хорошая скорость возникает при немного поджатом триммере. Короче, лучше кайту пролететь восьмёрками на поджатом триммере большое расстояние, чем остановиться и тянуть в одном положении с немного большей тягой. Ведь, вгоняя в движение (восьмёрками) кайта свою личную энергию, вы можете с помощью неё получить значительный прирост тягловой силы.

Дополнительно исключается случайная (и вовсе не нужная) возможность заднего свала, в который может войти кайт при определённых режимах вследствие пережатой планки.

Стратегия.

Выходя на кайталку, обязательно смотрите на прогноз. Причины ослабления ветра очень важны для кайтера.

Медленно стихающий ветер.

Ветер может не стихнуть сразу, а для начала уйти наверх. Это бывает обычно по вечерам, а также просто при похолодании. Или, наоборот, его нет внизу утром после холодной ночи (тогда вообще-то не понятно, как вам удалось кайт изначально поднять). Держите тогда кайт на всех курсах выше границы штиля. Ищите оптимальное положение кайта по высоте, чтобы он и тянул, и вёз куда надо.

Можно довязать стропы до 60-ти метров, если есть запасной комплект. Наверху и ветер будет, и восьмёрки раза в 4 больше будут по длине траектории. Но поднять кайт будет сложнее, придётся для этого достаточно стремительно побегать без лыж.

Локальные зоны заштиления (ветровая тень).

Пытайтесь заранее почувствовать зону ослабления ветра. Если вы не можете двигаться прежним курсом или теряете скорость — валите с этого курса. Если, конечно, есть возможность. Скажем, смените галс, если это лавировка или бакштаг.

Но если пятно известное и небольшое (например, зоны небольшой ветровой тени), его лучше проезжать с максимальной скоростью, выбирая самый быстрый курс. То есть даже накатом, на вымпельном ветре, с большой скоростью можно проехать большее расстояние, с вероятностью пересечь всю штилевую зону.

Следите за рельефом местности. Используйте для движения естественные воздушные «трубы» и другие зоны усиления ветра. Они могут быть образованы из-за огибания препятствий ветром, термических потоков (подсос воздуха в восходящий поток) или другими непонятными причинами.

Локальные зоны штиля могут появляться на фоне даже весьма приличного ветра (к примеру, 5-6 м\с). Они возникают непосредственно за препятствиями в зоне разряжения, а также и в сильный ветер на периодическом удалении от протяжённых перпендикулярных препятствий из-за волновых явлений сжатия и уплотнения воздушных потоков (типа стоячая волна).

Итого — попав в штилевую зону, сначала прикиньте, отчего она могла образоваться. Если это логичное завершение плавной тенденции к ослаблению ветра, то спокойно собирайте кайт и шуруйте пешком.

Но если вы ехали-ехали, и вдруг ветер кончился, то это, скорее всего, временно. Но временно по месту или по времени? Это и предстоит выяснить. Посмотрите на 360 градусов вокруг себя, притом не под ноги, а вдаль. Если вдали дым от труб лежит, деревья качаются, то по-видимому вы находитесь в локальном затишке.

Сейчас у вас есть 2 варианта — ждать усиления ветра в месте вашего теперешнего нахождения или же куда-то двигаться, притом второй вариант достаточно разнообразен.

Без сомнения, всегда надо выбирать движение! Ибо и не замёрзнете и не соскучитесь.

1-й способ движения. Наверное, беспроигрышно — попятиться назад, ибо граница ослабления ветра в той стороне уже вам известна. И вряд-ли удалось пересечь её накатом более, чем на 100м. Далее при пересечении границы поднимаем кайт, и если нет нужды срочно возвращаться, а наоборот, что-то важное требует дальнейшего продвижения, пытайтесь исследовать границы штилевого пятна. Двигайтесь перпендикулярно первоначальному курсу, иногда пробуя пробиться вперёд до тех пор, пока это не удастся.

Способ 2-й. Можно просто волочить за собой кайт, бредя в нужном вам направлении. Бывает, что способ 2 оказывается даже более продуктивен.

Тактика и специальные приёмы передвижения.

1 стадия утихания ветра — дуновение слабое, но кайт ещё немного тянет.

При слабых ветрах и тяжелых покрытиях (глубокий снег, например) выбирайте лучше большую скорость движения, чем слишком острый на лавировке (или слишком пологий на бакштаге) курс. Старайтесь выйти на «глиссирование» по снегу, так как на глиссировании трение меньше и на большей скорости на вымпельном ветре кайт тянет сильнее.

Короче, езжайте не туда, куда вам надо, а куда лучше едется. В слабейший ветер — это обычно пологая лавировка против ветра. Главное — не терять скорости. Конечно, не всегда эти возможные курсы могут приблизить вас к цели, но они, например, могут и привести к более ветреным зонам.

Давление на обе лыжи должно быть равномерным. Слегка разгрузите носки лыж (но не садитесь на пятки!), как-бы глиссируя. На глубоком снегу держите ноги как можно ближе, вплоть до ощущения стояния обеими ногами на одной широкой лыже (в разумных пределах — не теряйте равновесие)

Угол закантовки лыж держите минимальным, что тоже уменьшает сопротивление.

Старайтесь вовсе не тормозить, а также резко не изменять курс. Все ваши действия лыжами должны быть направлены на уменьшение сопротивления трению и сохранению наката.

При ослаблении ветра машите кайтом и дополнительно отталкивайтесь ногой (которая растёт со стороны кайта). Старайтесь держать скорость постоянной, так как на разгоны тратится большее кол-во энергии, чем на поддержание движения. На всех разгонах и изменениях курса помогайте этим полуконьковым ходом.

Итого — старайтесь всеми своими действиями и способами (наклоном туловища, сочетанием микроуваливаний и приведений, изменением курса, отталкиванием ногой, движением планкой и т.д.) сохранить хоть минимальную, но наиболее постоянную тягу кайта, которая при минимальном сопротивлении системы обязательно перерастёт в вашу приличную скорость.

Следующая стадия. Скорость падает. Кайт не тащит нисколько. Ветра хватает лишь на подъёмную силу для самого кайта.

Сейчас ваша очередь тянуть. Кайт же должен вам не мешать или даже немного поддерживать вас.

Для этого. Разгоняйте кайт широкими вертикальными восьмёрками. Во время движения его сверху-вниз пытайтесь прибавить скорость коньком или даже поскользить за счёт его появившейся тяги. Далее эту скорость пытайтесь удержать.

Следите за натягом строп. Провисли — измените направление бега. Напряглись — наоборот, можно поддаться ему по направлению движения.

Главное — достаточно разгоняя всю систему лыжник-кайт, вы сами при движении создаёте для кайта вымпельный ветер, на котором он может хотя-бы висеть, а не падать. Активно толкайтесь в стороны уже обеими ногами (коньковый ход называется), развивая скорость.

После толчка ногой пытайтесь дольше прокатиться на плоской лыже, удерживая равновесие на одной ноге. Так вы намного медленнее устанете.

Еще способ — кайт держите максимально неподвижно. Лишь бы не упал. То есть не давайте ему ни отстать, ни обогнать вас. Движения планкой должны быть очень небольшой амплитуды, чтобы не мешать кайту висеть, не нарушая его аэродинамики. Здесь очень важно иметь лёгкий и по управлению, и по весу кайт. Но всё равно толкаться лыжами придётся ещё быстрее.

Такими способами иногда удаётся пробежать метров 200-300. Потом сердце среднего кайтера обычно устаёт. Наступает коллапс. И вы, и кайт нуждаетесь в отдыхе.

Если вы кайт всё-таки уронили. Быстро сделайте шаг назад, заодно вытяните и туловище, и наиболее подходящую руку по направлению к кайту. Не давая ему совсем обмякнуть, немедленно попытайтесь не резким, но сильным и как можно более продолжительным усилием (то есть тянуть надо по расстоянию гораздо больше, чем в ветер) за передние стропы выманить кайт наверх. При этом надо, не отпуская силовые стропы, периодически также мощно напрягать их и постепенно расслаблять, чтобы кайт до выхода в зенит хватал побольше воздуха. Надо сказать, что для разных кайтов и разной скорости около нулевого ветра частота дёрганий за передние стропы разная.

Желательно также при подъёме загнать кайт в поворот с набором скорости. Разворот изначально может быть в сторону, противоположную направлению вашего движения. Но затем с набором скорости кайт выйдет сверху вниз на нужное направление. Как только почувствуете небольшой прирост тяги, сразу начинайте немного поддаваться ей (или бежать в её направлении).

Точно также можно периодически тянуть за силовые стропы, если кайт проявляет вялость при движении, а вам лень уже шевелить ногами, чтобы его разогнать. Но опять набранную скорость надо перевести в разворот. При развороте остановитесь и дождитесь возвращения кайта на курс. Опять бегите вместе.

Ещё. Тонко чувствуйте, куда кайт хочет и может повернуть и не препятствуйте ему в этом. Скажем, если он стартуя, не хочет налево, то и не заставляйте его. Дело в том, что при штилях ветер запросто может менять направление своего дуновения, и это надо отслеживать, то есть быть готовым даже и внезапно изменить своё движение на противоположное направление.

В общем, философия происходящего. Бежать с поднятым кайтом всё-же быстрее, чем идти с волочащимся. Так что пытайтесь продлить это предпоследнее удовольствие, сколько позволит ваша выносливость.

Если выносливость всё-же закончилась, кладите кайт как всегда, стараясь не комком, а чтобы он не запутался и топайте коньком куда вам надо. При этом желательно держать кайт заборниками вверх — а вдруг дунет? Тяните за управляющие, чтобы кайт волочился своей верхней поверхностью, а не местом крепления строп.

Но учтите, если вы находитесь на соревнованиях, то этот приём (ходьба с не засунутым в рюкзак кайтом) пока ещё запрещён. Хотя, если никто не видит и если двигаться не долго, при этом как-бы имитируя попытки поднять кайт, то вроде как-бы и можно.

Даунлупы. Вопрос их использования с пользой весьма спорен. При помощи них вы, конечно, сможете немного передвигаться по ветру. Кайтер же постоянно своим изменением направления движения и скорости вынужден поддерживать постоянную нагрузку на стропы. Но любая одна ошибка в несогласованности скоростей кайтера и кайта приводит к окончанию процесса.

В заключение можете посмотреть ролик, как в одной из марафонских гонок автор этой статьи отрабатывает собственные рекомендации и некоторое время продолжает сносно двигаться, в то время как у других спортсменов кайты давно упали. (Ролик чуть позже)

Максим Максимов

Tags:
0 комментариев

Ответить

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

©2007-2017 KiteTeam - сообщество любителей летающих тряпочек.

или

Войти с учетными данными

или    

Забыли свои данные?

или

Create Account